Уроки музыки. Что такое аккорды и как они образуются?

May 05, 2013 10:00




05.05.2013, воскресенье | Аккорд - это несколько звуков, взятых на инструменте одновременно или перебором, арпеджио, секвенцией… большинство из них состоит из трёх, максимум, пяти нот.
Можно просто брякнуть по струнам и считать полученный звук аккордом. Но гармонии в этом звуке будет мало.

Гармония - это красота звука. И чтобы аккорд был красивым, он должен состоять из благозвучных интервалов. Один из этих интервалов мы уже знаем. Это - октава. Два звука взятых одновременно через полутон - малая секунда (м2) - звучит резким диссонансом. Звуки, взятые одновременно через тон - большая секунда (б2) - звучит уже малость приятнее, но тоже напряжённо. Первым из благозвучных (консонансных) интервалов появляется малая терция (м3), состоящая из двух звуков, взятых одновременно через 1,5 тона. Ещё лучше звучит большая терция (б3) из звуков через 2 тона.



Если взять в любом из диатонических ладов только нечётные ступени, то получаются благозвучные аккорды, называемые функциональными септаккордами, которые состоят из звуков с интервалами м3 или б3 между ними. Выбросив из третьего столбца таблицы 3 для каждого из ладов все чётные ступени, получим относительный состав этих аккордов. Каждый из них имеет своё название и обозначение после тоники в джазовой системе записи аккордов. Сопоставим всё перечисленное в таблице 4.



Таблица 4.

Если мы ещё раз взглянем на рисунок 1, то поймём, что на каждой из последующих ступеней любого лада будет образовываться тонический септаккорд лада с соответствующей этой ступени тоникой. Например, для натурального мажора это будет Maj7, m7, m7, Maj7, x7, m7, m7b5.
Таким образом, любой лад можно обыграть функциональными аккордами ступеней.

Для лучшего понимания я записал файлы в программе Guitar Pro 5, демонстрирующие получающиеся функциональные аккордовые гаммы от тоники C для всех ладов.



В первом файле я построил аккорды, размещая их ноты последовательно от нижних струн к верхним по возрастанию тона. Например, для Cmaj7 в первой строке табулатуры: 1-я ступень C3 на 5-й струне, 3-я ступень E2 на 4-й струне, 5-я ступень G0 - на 3-ей струне, 7-я ступень B0 - на 2-й струне (цифры у нот - лады).

Как видно, при таком способе группировки ступеней лишь считанное число аккордов имеют удобные аппликатуры, а некоторые взять вообще невозможно. Аккорды в таких формах играют только клавишники - им, гадам, удобно. А как же быть бедным гитаристам?

Но гитарюги - хитрый народ. Они придумали, как обойти это ограничение.

Во-первых, было замечено, что пропуск 5-й ступени слабо влияет на характер гармонии аккорда. Поэтому её часто пропускают, заменяя верхней тоникой через октаву.
Но чаще используют другой способ - называется он обращение ступеней вверх. Он заключается в переносе ступеней на октаву выше, что позволяет играть их на верхних струнах.

Запись аккорда при этом остается прежней. И вообще, гитаристы считают, что обращение ступеней, т.е. октавный перенос, аккорд и его функцию не изменяет (что, по-моему, не совсем верно).



Что же даёт такой перенос? Он позволяет играть ступени аккорда на более близких к тонике ладах и струнах, что делает аппликатуры септаккордов компактными. Вся система функциональных септаккордов при этом сводится в несколько подвижных аккордовых форм. Сдвигая эти аккордовые паттерны с использованием приёма баррэ вдоль грифа и следя за положением терции, мы можем обыграть ими практически любую мелодию! Обязательно запомните 5 основных форм для функциональных септов maj7, m7, x7 и m7b5. Система на западный манер называется «CAGED chord system». Аббревиатура CAGED составлена из буквенных обозначений тонических нот этих форм, сыгранных в открытой позиции на грифе (с открытыми струнами в составе). Один и тот же аккорд в этой системе можно сыграть пятью разными способами в разных позициях на грифе! При этом мы получаем доступ к большому количеству аккордов без использования дополнительных справочников (7нот x 4септа x 5форм = 140 аккордов!).

CAGED - это не просто аббревиатура, но также и мнемоническая запись последовательности расположения форм вдоль грифа: C-форма, на 3 лада выше A-форма и т. д. Перед C-формой можно сыграть также аккорд в D-форме, еще раньше - в E-форме и т. д.
Подвижные аккордовые формы функциональных септаккордов в системе CAGED приведены на рисунке 3.



Рисунок 3 - Подвижные (CAGED) аккордовые формы функциональных септаккордов

В качестве разминки, можете самостоятельно проанализировать расположение ступеней в этих аккордовых формах и определить обращённые или пропущенные ступени. Например, в C-форме аккорда x7 пропущена 5-я ступень и добавлена верхняя тоника; в A-форме аккорда x7 обращена вверх 3-я ступень и добавлена 5-я через октаву и т.д.



Ранее в этой рубрике:







© ivan-klitz

аккорды, klitz, теория музыки

Previous post Next post
Up