Начинаю серию тем, посвященных теоретическим вопросам музыкальной композиции. Появились эти темы в результате конструктивной критики разных учебных пособий и статей, и в тоже время, как результат самостоятельного обдумывания музыкальной теории применительно именно к гитаре. Итак...
Введение или «Зачем учить теорию?»
Многим гитаристам непонятно, зачем им теория вообще, а возникает этот вопрос потому, что теория преподается гитаристам методически неверно.
Объясняется это, во-первых, тем, что изначально всё теоретическое богатство было разработано клавишниками и для клавишников. А всем остальным музыкантам приходится в меру своих способностей приспосабливаться.
А во-вторых, новички-самоучки зачастую подходят к своим занятиям с гитарой бессознательно и безответственно. Продемонстрируем это на таком примере.
Начинающий гитарист сперва осваивает в компаниях так называемые «три блатных аккорда» Am, Dm и E. Часто даже не запоминая эти обозначения. Потом, когда приходит желание разобрать аккомпанемент к какой-нибудь песне, он лезет в интернет, ищет табы и т.д. Потом ищет и находит какую-нибудь таблицу распространённых аккордов. Затем разбирает аккомпанемент выбранной песни из какого-нибудь песенника, поминутно сверяясь с надыбанной им сакральной таблицей. И, вдруг, о чудо! Он теперь может петь свой вожделенный хит под гитару!
Никаких теоретических вопросов при таком подходе к музыке, понятное дело, возникнуть не может. А лично мне при этом хочется подвергнуть всю вышеперечисленную музыкальную макулатуру какому-нибудь инфернальному аутодафе.
- Хорошо! - скажете вы, - а что такое тогда сознательный и ответственный подход к гитаре?
А это - такой хитрый подход, при котором вы сразу ставите вопрос ребром: я хочу научиться подбирать и составлять аккомпанемент к выбранной мелодии сам, без лазания по подсказкам. И, вопреки распространенному мнению, для этого не обязательно иметь хороший слух и даже знать все ноты. Достаточно знать ответы на следующие вопросы: 1. Что такое диатоника или, попросту, как из семи нот получается мелодия? 2. Что такое аккорды и как они образуются? 3. Как гармонизировать мелодию или, проще, как обыгрывать мелодию аккордами?
А насчёт слуха - задам такой вопрос. Есть ли у вас проблемы с подбором мелодии песенки «В траве сидел кузнечик»? Если есть - то я вам искренне сочувствую. Вы - действительно исключение. Как-то в одной заумной книжке по музыкальной психологии я наткнулся на описание такого случая, когда пациент воспринимал хроматический звукоряд как одну ноту. Но представить себе подобное я, как ни стараюсь, а все-таки не могу. Это - действительно редкость. А на самом деле, подобной проблемы в нормальных условиях быть не должно, и, следовательно, слух у вас есть. Просто вы не любите им пользоваться. В следующих постах я попробую ответить на поставленные вопросы.
Субботний джем говоритПрежде чем поставить логичный копирайт в конце статьи, мы бы хотели сказать, что автор этой статьи и будущего продолжения - прекрасный музыкант, композитор и исполнитель в одном флаконе. Прибавьте к этому ещё открытость и готовность помочь комментарием или советом и вы получите лишь приблизительное содержимое этого флакона. Его комментарии и обзоры всегда интересно читать, потому что в них всё написано по делу и о деле. Поэтому если у вас возникли вопросы - совершенно не стесняйтесь их задавать ему. Найти его всегда можно на форуме gtpfiles.ru или же по [электронному адресу]ivklitz@rambler.ru