О теоретиках и практиках (окончание)

Dec 10, 2011 20:09


Начал Вителли хорошо, одержал несколько побед и в июле 1499г. осадил Пизу. Тут-то его и
ждала загвоздка.


Помимо философов и политиков в Италии, к счастью,были классные архитекторы и инженеры. Они из осад Карла VIII сделали совсем иной вывод. Только новый тип укреплений мог противостоять артиллерии - тот, что сам заточен под арт.вооружение. Само собой, это не было новостью, пушки не вчера появились. Но постройка новых укреплений или, тем более, перестройка старых - дело очень дорогое и трудоемкое. Однако теперь стало ясно - альтернативы нет, это надо делать всюду, и делать на научной основе. До "Nuova Scienza" Тартальи, математически расчитаных зон обстрела и вычерченных по линейке углов бастионов было еще далеко, но основные принципы были уже понятны: толстые стены, выдерживающие огонь противника и служащие надежной арт.платформой, многоуровневая оборона с физическими препятствиями (рвы, стены), система перекрестного огня и на дальних, и на ближних подступах, ликвидация мертвых зон.

Городские стены Пизы были очень толстыми (по прежним меркам) и крепкими (Гуччардини особо отмечает высокое качество раствора кладки), но не имели рва. Пизанцы сделали, что успели - часть укреплений спешно перестроили по новым образцам, но большая часть периметра была средневекового типа.
Вителли рисковать людьми не хотел, и предложил просто заблокировать город. Не имея больших запасов еды, пизанцы вскоре капитулируют. Однако Синьория и слышать про это не хотела. Только штурм, ведь пушки есть - что тут трудного? Вителли начал артобстрел, пытаясь пробить брешь в наружной стене у бастиона Стампаче, где новых укреплений не было. Дело шло медленно - пизанцы отвечали не менее сильным огнем. Осада затягивалась.

Синьория требовала штурма, Маккиавелли забрасывал капитанов письмами, предупреждая, что у казначейства нет денег на эту бесконечную канонаду - "что вы там возитесь!"  Вскоре по обе стороны от Стампаче были проделаны широкие бреши, сообщение башни со стеной прервано. Средневековые стены, крепкие или нет, опять спасовали перед современной артиллерией. 10 августа 1499г. Вителли начал штурм. Флорентийцам после упорной борьбы удалось овладеть башней Стампаче и закрепиться там. Казалось, победа в руках. Впоследствии пизанцы рассказывали, что началась паника, и многие начали покидать позиции (Вителли, впрочем, этого не знал).

Но тут атакующих ждал сюрприз. Пока Вителли пробивал бреши, пизанцы не сидели сложа руки-внутри угрожаемого участка стены возвели контрбастион- укрепления в новом стиле в виде мощной стены из земли и бревен.



Фреска Джорджио Вазари «Взятие Стампаче» в Палаццо Веккио во Флоренции. Слева на коне с жезлом-Вителли. Хорошо видны бастион Стампаче и брешь, на заднем плане-земляной контрбастион. Ров перед ним не показан. Дисклеймер: костюмы участников и их отсутствие - на совести художника))

На стене с парапетом размещались орудия в количестве, часть которых обеспечивала фланкирующий огонь, простреливался каждый метр. Снаружи защищал стену широкий ров, в котором размещались капониры, державшие ров под огнем.
Флорентийцы попадали под перекрестный огонь в ловушке между внутренней стеной и наружной, попытки заполнить ров фашинами для атаки стены пресекались огнем из капонира. Тем не менее солдаты, разгоряченные успехом, продолжали атаковать. И тут произошло неожиданное: Вителли внезапно приказал прекратить штурм. Солдаты продолжали лезть вперед, тогда он бросился в гущу огня (трусом он явно не был), и ударами заставил их выполнить приказ.

«Совет десяти» был вне себя. Чем обьяснить такой поступок? Сам Вителли говорил, что берег жизни солдат. Штурм контрбастиона в таких условиях вел к большим потерям. Вителли решил просто закрепиться на захваченном участке, и убеждал Совет, что в такой безнадежной ситуации пизанцы вынуждены будут начать переговоры о сдаче. Но люди на улицах открыто говорили об измене. Разве это мыслимо - остановиться перед какой-то кучей земли в такой момент?
Возможно, если бы Вителли в конце концов удалось вынудить Пизу капитулировать, все бы обошлось. Но тут флорентийцы получили еще один удар: в лагере разразилась эпидемия малярии, начались массовые смерти. Пизанцы приободрились и сдаваться не хотели.

Тогда на захваченном Стампаче Вителли разместил батарею и начал обстрел контрбастиона. Однако земляной вал поглощал ядра, а ответный огонь с вала наносил большие потери флорентийцам. Тем временем пизанцы соорудили высокую дополнительную земляную платформу (кавалер) , на которой установили тяжелое орудие, и открыли огонь в упор по башне. В короткое время Стампаче был так поврежден, что флорентийцам пришлось оставить его и вернуться на прежние позиции. Все их усилия оказались напрасны.
"Совет Десяти" требовал штурма бреши, но Вителли солдат на убой отправлять отказывался и настаивал на продолжении бомбардировки.

Просвета видно не было, а массовая гибель солдат от малярии продолжалась. В такой обстановке Вителли предложил снять осаду, пока вся армия не перемерла. Синьория в бешенстве направляла к Вителли одного комиссара за другим, чтобы на месте уличить его в паникерстве, все они немедленно валились с лихорадкой (всего с начала осады было послано 7 комиссаров, все заболели, 4 умерло). Это, наконец, убедило Синьорию в серьезности ситуации, и 4 сентября осада была снята.
После чего был отдан приказ об аресте Паоло Вителли, а также его брата и помощника Вителоццо Вителли. Вителоццо сбежал, но Паоло был 28 сентября 1499г схвачен, за один день осужден за предательство и немедленно обезглавлен.

Был ли он виновен - кто знает, по крайней мере тогда доказательств не было, ни он, ни его секретарь даже под пытками вину не признали. Показательно тут другое. Синьория, впечатленная недавними быстрыми осадами французов, в принципе отказывалась поверить, что неудача осады крепости может быть вызвана чисто военными причинами. Уже лет через 10-20 это бы по крайней мере рассматривалось как вариант-укрепления нового типа, «бастионная система», стали ночным кошмаром генералов на ближайшие 350 лет. Но тогда теоретикам типа Маккиавелли (принимавшего самое активное участие в расправе над Вителли) еще предстояло осознать всю важность и силу этого нововведения. Поэтому для него все было ясно: разумеется, наемник, трусливый и продажный, как все они, умышленно отказался от победы. Или хотел затянуть кампанию, чтобы больше денег нарубить, или просто продался врагу. Ведь брать крепости так просто!

Ну и эпилог. В следующем году Пизу попытались взять сами французы - мастера быстрых осад, ровно с тем же результатом. Флорентийцы еще 2 раза пробовали осаду - то же самое. Наконец, в 1509 случилась 5 попытка. Маккиавелли создал согласно своим теориям «армию из граждан», которая должна было показать отсталым армиям наемников, как надо. «Граждане», как ни странно, не стали штурмовать Пизу, чтобы показать «как надо», жить им не надоело. А сделали ровно то, что предлагал в свое время Вителли-заблокировали город, пизанцы (как он и говорил) немного поголодали и сдались. Всего и делов.

Это было первым и единственным успехом «армии нового типа». Вскоре испанцы-наемники, не читавшие Маккиавелли и потому не знавшие о своей отсталости, при Прато в хлам разнесли прогрессивную армию Флоренции. Медичи вернулись во Флоренцию и разогнали Синьорию. Маккиавелли, лишившись всех постов и немного повисев на дыбе, уехал в деревню-писать книги о том, как политикам надо правильно управлять страной, а генералам правильно воевать. Очень хорошие книги получились-теория ему явно давалась лучше практики.
Сбежавший от него в свое время Вителоццо Вителли своей судьбы не избежал. На свою голову он связался с кумиром Маккиавелли - Чезаре Борджа, который вскоре его казнил в ходе одного из своих «прекрасных обманов», которыми Маккиавелли так восхищался. «В общем, все умерли». Но зато военная теория продолжала развиваться!

Италия, тактика, форт

Previous post Next post
Up