ВОСПОМИНАНИЯ БАРДА НА ФОНЕ МОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На днях исполнилось - страшно сказать - 80 лет со дня рождения Боба Дилана (род. 24.05.1941). Когда я впервые услышал это имя, ему было 30 с небольшим. В СССР он не был столь популярен, как некоторые другие его коллеги по рок-сцене.
В начале 1970-х его диски попадали на черный рынок страны, но в гораздо более скромных масштабах в сравнении с альбомами Элтона Джона или Deep Purple. Его имя «раскручивалось» в основном зарубежными радиостанциями, прежде всего «Голосом Америки».
Правда, советская пропаганда время от времени тоже упоминала о каких-то исполнителях песен протеста в США, выступавших, в частности, против войны во Вьетнаме. Этот же «лейбл» лидера недовольного поколения навешивали Дилану и у него на родине. По словам самого певца, это его дико раздражало, потому что он не хотел выступать в качестве вождя масс, кумира молодежи и т.д. И сейчас, в своем почтенном возрасте, он говорит «я всего лишь пою и танцую».
На самом деле, Дилан сделал себе имя, как поэтический новатор в песенном жанре, главным образом, сблизив так называемое легкое и серьезное искусство. Слова песен обрели смысл, став литературой. Недаром он позаимствовал этот свой псевдоним у английского поэта Дилана Томаса. Он стал Нобелевским лауреатом за достижения в поэзии, но на церемонию в Стокгольм не поехал.
Начинал он в 1960-е гг. как исполнитель песен в стиле фолк, сопровождая свои песни игрой на акустической гитаре и жалобными звуками губной гармошки. Когда он решил выступать с электрофицированным составом, его поклонники и последователи восприняли это как предательство.
Все эти повороты в своей творческой судьбе Дилан описал в книге воспоминаний “Chronicles. Volume One”, которая по замыслу должна была состоять из 3-х томов. Судя по Википедии, два остальных до сих пор не изданы, а может и не написаны. По жанру это документальное произведение, но по мере работы, автор стал определять его как “novelistic writing”, то есть придавать своей автобиографической прозе некоторые черты романа. Дилан, вероятно, не собирался создавать столь внушительный труд. Он лишь хотел написать аннотацию к двум своим альбомам, но увлекся и создал прозу, которая доставляет огромное эстетическое и интеллектуальное наслаждение.
Я когда-то случайно купил эту книжку на языке оригинала в магазине и лишь недавно добрался до нее. Подобную литературу я читаю с карандашом в руках, и, когда начал писать этот пост, обратился к своим пометкам, приводя цитаты из этого шедевра. И тут же подумал, что иду по пути самого легендарного исполнителя, путая жанры и теряя нить повествования. Хотя книга эта читается легко даже для человека не слишком хорошо знающего английский, я все еще не дочитал ее до конца. Во-первых, потому, что отвлекался на другие книжки (о чем речь ниже), а, во-вторых, потому что растягиваю удовольствие. Я обязательно вернусь к этой книге, когда ее дочитаю и поделюсь обнаруженными в ней важными мыслями. Но сейчас - о другом.
Click to view
Наряду с воспоминаниями Дилана, в моем книжном шкафу дожидаются своей очереди десятки других книжек, купленных когда-то «впрок». В значительной степени, это - классика жанра. Надеюсь, до них тоже когда-нибудь дойдут руки. Но есть еще и «модная» литература, имена, которые на слуху. Последнее время я узнаю о них из Ютьюба, и если в местной библиотеке имеются произведения этих авторов, стараюсь «приобщиться». Как правило, при этом отстаю от продвинутого российского читателя на десяток лет.
Так, совсем недавно я открыл для себя две малюсенькие книжки Александра Цыпкина «Дом свиданий» и «Женщины непреклонного возраста». Автор нового поколения, сочинения которого, в сущности, мало чем отличались бы от писателей юмористов прошлых десятилетий, если бы не были пересыпаны интернетовско-компьютерной терминологией и молодежным жаргоном, того же розлива. Цыпкин несомненно талантлив, заставляет иногда улыбнуться, иногда даже рассмеяться. Его рассказы - это те же анекдоты, чуть более развернутые, а иногда он просто публикует короткие свои посты из интернета. В этих двух книжках я нашел несколько мест, которые по-настоящему трогают, поднимаюся до уровня подлинной художественной прозы. Их совсем немного, но все же это делает чтение Цыпкина не зря потерянным временем.
Другой автор, прочитанный, если это можно так называть - это Дмитрий Глуховский. С огромным опозданием добрался до его романа «Метро 2033». Просто потому, что все на том же интернетовском канале посмотрел несколько интервью с ним. Он произвел впечатление умного человека, успевшего пожить в разных странах, самостоятельно мыслящего. Прежде всего меня сразу испугал размер этого фундаментального произведения. С первых страниц мне стало ясно, что это не мое. И все же заставил себя уделить роману несколько дней, не читая все подряд, но перелистывая страницы и следя за канвой повествования. Наверное я безнадежно устарел, но не люблю постапокалиптических фильмов. В литературной фантастике я остановился на Жюле Верне и Уэллсе. Регулярно слушая Дмитрия Быкова в интернете, не говоря уж об Андрее Тарковском, честно как-то попытался почитать братьев Стругацких. Не пошли. Вообще не понял о чем это.
Итак, «Метро 2033». Если уложить этот сюжет в рассказ, ну или хотя бы повесть, это бы еще можно было читать. Но в романе страница за страницей идет речь о каких-то событиях, которых не было и неизвестно будут ли, с дотошностью и подробностями быта в постапокалиптической подземной Москве. Людям, которые все это подряд прочли, нужно поставить памятник. Либо это такие читатели, которым совсем нечем заняться. Впрочем, это вероятно молодые люди, а в их возрасте времени не так жалко.
Так вот, подытоживая и возвращаясь к нашему юбиляру, хочу сказать, что с годами, самым увлекательным чтением становится нонфикшн - дневники, воспоминания и т.д. Когда подобные книги еще и написаны ярким, высокохудожественным языком, как у Боба Дилана, это чтение - двойное удовольствие! Дилан - это американский Пушкин в рок-музыке. У него училось наше «все» этого жанра БГ. Пожелаем же поэту и певцу продлить свое творческие долголетие на радость всем нам. Хотелось бы дождаться два других обещанных тома. Поживем - увидим.
Вот