"КОГДА УПАДУ Я В МЕТЕЛЬ ..."

May 20, 2021 13:36


Его книжка стихов на моей полке, изданная в 2003 г., так и осталась не подписанной. Всегда кажется, что еще успеешь... В ней есть и стихотворение, посвященное мне «Я вернулся...».



Не каждый день мне посвящают стихи знаменитые поэты, пусть и местного, как говорится, значения. Тут ведь важна не география известности, а поэт ты или стихотворец. Володя был поэтом и прекрасно осознавал свое место, и раз писал, значит понимал, что «это кому-нибудь нужно».

Молчаливый сказитель, Суконки целебные склоны,

узких башенок звон и витье полустертых перил,

черепицы горчинка...

Это о нашем общем родном городе Сортавала. И посвящение, по его словам, не было случайным, тем более, что мы скорее приятельствовали, чем были друзьями. Его вдохновило одно мое небольшое стихотворение о Сортавала, в котором я использую местные топонимы, вроде Дом Форда. Он даже почему-то сохранил мой размер и удлиненную строку. Я тогда, как и многие другие, подражал Бродскому. Думаю, Володе этот поэт был идеологически не близок, но вот так случилось.

Я помню Володю со времен своего детства. Он на пять лет старше меня, и память сохранила не только его самого, но и его друзей. Об одном из них он упоминает в своем белом  стихе «Тепло деревянного дома»

Под окошком Володьки Петриковца,

отъехавшего насовсем,

гнется кривая осинка...



В этом старом финском доме (Советская 22/Пионерский переулок 1) жили мои бабушка и дедушка.



Родители этого самого Володьки были их добрыми соседями. В их семье жила еще горбатая тетя Рая, сестра отца. Она была частой собеседницей моей бабушки, едва говорившей по-русски. Даже, если бы тетя Рая говорила на идише, думаю, они все равно понимали бы друг друга. Сам Петриковец работал в единственном в городе спортивном магазине. Володька закончил медицинский и служил на флоте, до того, как «отъехал навсегда».

Кроме Петриковца, Судаков дружил с братьями Борисовыми, жившими в этом же доме. Вокруг них в ту пору собиралась довольно шебутная компания. Напившись, эти ребята развлекались на свой лад в соседнем скверике (известный в свое время городской дендропарк). Надо сказать, что в этих увеселениях Володи я не видел.

Судаков был из тех, кого называют почвенниками. Он ненавидел все, что связано с переменами в стране после Горбачева. В советском обществе его ждала прекрасная карьера, произошедшее в 1990е гг. перечеркнуло все его планы. Кому-то парадоксальным покажется то, что не кто-то другой, а я, космополит с либеральными идеями, написал о нем большую статью в газете «Карелия», издававшейся в Петрозаводске. По-моему, Володя даже вскользь тогда заметил что-то вроде «раз свои не пишут...».

Поэты часто обладают даром предвидения. Когда-то Володя написал:

Но когда упаду я в метель или ноченькой белой,

положите меня в эту землю под елей размах...

Так и случилось: этот май еще не закончился, не стал историей; и мы все помним эту февральскую метель, случившуюся в конце весны, когда снег лежал на земле, не желая таять. И белые ночи уже считай начались. Сбылось пророчество!

Если бы не Володя, я никогда не издал бы свой единственный поэтический сборник. Он настоял на этом и был его редактором. Мы прощали друг другу идеологические разногласия по одной простой причине - мы оба любили родной город.

Я не буду повторять того, что уже написал в той давней статье. Вместо этого я предлагаю вашему вниманию крохотное видео. В его основе - кадры снятые в 2006 г., во время очередного приезда в столицу Карелии. Если бы не вечная спешка, мог бы сделать добротный фильм с разговором о поэзии, но увы... В этом фрагменте важен не сам разговор и его тема, а то, что в нем отразился непоседливый характер Володи, его манера разговаривать. В общем, это видео приложение к его стихам.

image Click to view



И следом за своим крайне любительским видео, я предложу вам вполне профессиональный ролик, в котором стихи Володи Судакова читает Николай Почтовалов. Наш «карельский» мир тесен, все творческие люди так или иначе знакомы. Коля учился на историко-филологическом факультете ПГУ (сейчас ПетрГу) в те же 1970-е гг. что и я. Он тоже был иногородним и жил в нашем общежитии на Анохина. Коля творит в сфере бардовской песни, но не забывает и о творениях своих друзей. Приятного просмотра

image Click to view



Светлая память Володе

in memoriam, друзья

Previous post Next post
Up