МОЯ ЛЮБИМАЯ ПОПСА

Jun 04, 2021 09:41


На самом деле, этого слова еще не придумали. Шел 1974/75 учебный год и я слушал разные радиостанции, чтобы быть в курсе музыкальных новинок. Ни одному писателю фантасту интернет вроде бы тоже еще не пришел в голову.





Этот день (на фото) тоже еще не наступил, шли обычные школьные будни. Чернокожие американцы исполняли музыку soul и ни о каком рэпе не помышляли. Меломаны все еще слушали музыку, а не «чтение»...

Школа - это как жизнь внутри жизни, это как история - чем дальше в прошлое, тем более замутненными становятся события. Когда наш класс отмечал двадцатилетие окончания школы, одна американская группа напомнила вдруг об этом последнем для меня учебном годе. И он запомнился наиболее отчетливо

image Click to view



Кроме всего прочего, запомнился некоторыми песенками, услышанными, как я уже сказал, по радио. Нет, конечно, у меня был катушечный магнитофон и записи, на одной из первых лент были записаны, например, Black Sabbath "Paranoid", The Who "Who's Next", David Bowie "Ziggy Stardust.." и CCR "Cosmo's Factory". Это была музыка для серьезного, вдумчивого прослушивания. По радио, в основном, звучали заслуженно забытые нынче артисты и группы - Sweet, Bay City Rollers, Mud, Sailor. Сегодня разговор об этом.

Мы все делаем это. Я имею в виду ностальгию. Пройдут годы и для нынешних любителей металла, рэпа, русского рока и чего-либо еще эта музыка будет воспоминанием о юности. И этого достаточно, чтобы считать ее прекрасной, несмотря на возможную не слишком высокую эстетическую ценность. Хочу поделиться своим случаем. В подборке бок о бок окажутся и песни/группы однодневки и те, которые «на века». Ностальгия уравнивает все!

Иногда слушаю финскую ФМ станцию «Радио ностальгия». Там играют многое из того, чем я хочу с вами поделиться. Например, вот этот хит канадского певца Терри Джекса (кавер песни Жака Бреля). Если я на кухне, готовя завтрак, слышу эту песенку, то боюсь пересластить чай. А тогда нравилось

image Click to view



А вот зажигательных The Rubettes, по прежнему, слушаю с удовольствием

image Click to view



Когда я первый раз приехал в Финляндию в 1978 г., мамин двоюродный брат подарил мне альбом Роберты Флэк с этой песенкой. Она мне была уже хорошо знакома по все тем же радиоволнам

image Click to view



Хороших англо-американских артистов начала 1970-х («моего времени») можно разделить на две категории - музыка, которая нравилась всем (Deep Purple, Elton John, Pink Floyd) и музыка для тонких ценителей. К последней можно отнести британского певца Кэта Стивенса. В указанныe годы звучал вот этот его хит

image Click to view



Вроде бы я уже писал об этом, но повторюсь. Все началось с того, что однажды я пришел домой из школы и от нечего делать (домашнее задание могло подождать) включил транзистор (это такой радиоприемник). В музыкальной передаче по «Голосу» проиграли несколько песен, в том числе, «Let It Be» известно кого и "Woman From Tokyo" Deep Purple. И тут что-то во мне щелкнуло. В тот момент я еще не понял насколько судьбоносным окажется этот день. Он перевернул всю мою жизнь вверх дном - вся биографическая и формальная канва ее, включая академическую карьеру, оказалась видимой частью айсберга, в под водой - собственно айсберг, настоящая жизнь.

В этом не было случайности. Семена этих двух песенок легли на хорошо удобренную почву. Меня познакомил с этой музыкой друг детства Женька. Он жил в одном доме с моей бабушкой, у которой я все 10 школьных лет обедал. Мои обеды совпадали с Женькиными. Его к тому времени уже благополучно выгнали из школы, и он работал на железной дороге. Я забегал к нему, и он знакомил меня с новейшей рок-музыкой, записанной на магнитофон. Когда его забрали в армию, я стал захаживать к другому другу детства, Лео, жившему тут же неподалеку. У него тоже был магнитофон и записи. Среди них был альбом «Top Of The Pops», компиляция лучшей поп-музыки одного из годов начала 1970-х. Помнится, там, кроме всего прочего, был знаменитый интрументал «Popcorn». Но одна песня просто вынесла мне мозг, и я до сих пор не уверен, что он на месте. Я в этом не одинок, так, Пол Маккартни назвал её «убийственной песней всех времён» . Вот одна из ее 180 кавер-версий

image Click to view



Наконец, настало время, когда я решил, что пора обзавестись своим магнитофоном. Жили мы бедно, и я никогда не злоупотреблял финансовыми просьбами к родителям. Но какой-то выход нужно было придумать. Гениальной идеи долго ждать не пришлось. В углу моей комнаты пылился баян. Когда-то я хитростью отказался от музыкальной школы под тем предлогом, что она мешает моим успехам в общеобразовательной. Идея была проста - продать баян и купить магнитофон. Но у инструмента в клавиатуре западало несколько кнопок. Пришлось разбираться и с этим.

В злополучной музыкальной школе (для молодых сортавальцев - фото внизу) работал американский финн, учитель по классу аккордеона, Рэймонд Лейно. Он был хорошим знакомым моей бабушки. Я пошел к нему и попросил починить мой баян.



В мое время музыкальная школа в Сортавала располагалась в этом здании, по соседству с Сеурахуоне (тогда Дом офицеров).

У каждого из нас есть скелеты в шкафу в виде неблаговидных поступков. Уже давно нет Рэймонда Александровича, а мне до сих пор стыдно за ту историю. Когда баян был отремонтирован, и почтенный учитель музыки торжественно его мне вручил, очевидно полагая, что я горю нетерпением начать на нем играть, я, не моргнув глазом, огорошил его наглым вопросом, не знает ли кому бы я мог его «реализовать» (кажется я использовал этот более щадящий термин)?

История закончилась ничем. Починенный баян до сих пор пылится, теперь уже в Финляндии. Продавать что-либо я до сих пор не научился. Раскошелиться на магнитофон пришлось все же родителям. И вот я уже обладатель заветных катушек.

В наш условный 74/75 год глэм-рок уже был на пике своего звездного часа. Он не только позволил Британии оставить позади Францию в области передовой молодежной моды, но и, наряду с прог-роком произвести некий тектонический сдвиг в музыке - перейти, наконец, от 1960-х в новую эру. Уже на излете этого направления кругами на воде расходились последние глэм-рок хиты. Вот один из наиболее памятных для меня

image Click to view



Особняком среди этих драгоценных записей стоял уже упомянутый альбом Дэвида Боуи. У Женьки был финский журнал «Suosikki» с культовой фотографией обложки альбома «Aladdin Sane». Таким я себе его и представлял. Но в 1974/75-м я уже сам стал получать этот журнал и с удивлением увидел Боуи совсем в другом имидже периода белого соул или «plastic soul», как он сам это называл. Среди прочих, в моем журнале было фото певца совсем с другой прической и тощего как доходяга, танцующего с Элизабет Тэйлор. Так вот, именно в это время по радио стали крутить его хит «Young Americans» из одноименного альбома

image Click to view



Это была совсем другая музыка по сравнению с «Зигги Стардаст», она знаменовала новую веху в развитии карьеры этого артиста, и эта песня до сих пор является одной из моих любимых

Вот

Мемуары Sortavala, рок 1970-х

Previous post Next post
Up