Стройные аркады акведуков

May 25, 2008 15:34


Поэт Владимир Маяковский в «рычащих» стихах предсказывал: «Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима...» («Во весь голос», 1930).

Античный мир создал высокоразвитую урбанистическую цивилизацию, равной которой Европа не знала до начала Нового времени. По некоторым оценкам, протяженность шоссейных дорог в Римской империи составляла 80.000 км. Многие из них используются до сих пор, как и знаменитые римские акведки - каменные арочные мосты, по которым  самотеком поступала вода из отдаленных источников в городские водопроводы.

Римские акведуки и сейчас поражают воображение своими масштабами, смелостью инженерной мысли и долговечностью. Спустя два тысячелетия они продолжают выситься в различных городах Европы и Азии (в Испании, Франции, Италии, Турции, Израиле и т.д.), привлекая внимание туристов. А ведь большинство из них построены в сейсмоопасной зоне. Строили римляне, действительно, не на века, а на тысячелетия, будучи уверенными в незыблемости своего миропорядка.

Одним из шедевров древнеримской архитектуры является Гарский акведук (Пон-дю-Гар) через глубокую долину реки Гар вблизи города Нима (римского Немауса) в южной Франции. По имеющимся сведениям, акведук был сооружен по приказу Марка Агриппы, сподвижником императора Августа, и введен в эксплуатацию в 19 н.э. Он был частью водопровода, по которому город снабжался чистой родниковой водой. Акведук выполнен из крупных каменных блоков, уложенных насухо (без связующего раствора).

Позднее на уровне нижнего яруса была проложена шоссейная дорога.


Акведук в Ниме исправно функционирует почти 2030 лет! Современным строителям такое качество и не снилось.

Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. - I в. н. э. Ним, Франция.




Римский акведук («Эль Пуэнте») близ Сеговии в Испании. Конец 1 - начало 2 в. н.э.




Фрагмент кладки.


Так называемый «Мост Дьявола» (El Pont del Diable) - римский акведук 1 в. н.э. в Таррагоне (Каталония, Испания).


Акведук Валента, сооруженный в 4 в. н.э., обеспечивал водоснабжение новой столицы - Константинополя. Поступающая по акведуку вода собиралась в огромных подземных водохранилищах, т.н. цистернах.



«Цистерна Базилика» в Константинополе. Начало 6 в. н.э.


архитектура, античность

Previous post Next post
Up