В нашу первую поездку в Архангельскую область, когда состав остановился на станции Обозерская, я побежала фотографировать деревянное здание вокзала, увиденное еще из окна поезда.
Ах, эта крыша, эти резные кронштейны!.. Совершенно нетипичное для глухих лесов Архангельской области, оно будто было перенесено в эти края с севера Европы.
И только к концу второй поездки, приехав в Няндому, мы услышали историю появления здесь подобных зданий и увидели собственными глазами целый поселок с такими домами, созданными по проекту одного из ярчайших мастеров стиля модерн
Населенный пункт под названием Няндома появился не так уж и давно - в самом конце XIX века. А началась его история, можно сказать, с авантюры. Причем дорогостоящей. Примерно так наверняка можно было расценивать желание мецената и промышленника Саввы Мамонтова построить железную дорогу от Вологды до Архангельска.
Непролазные леса, топи, малочисленность населения, а значит и дефицит рабочих рук, но при этом огромное желание сделать то, что кажется невозможным.
В некоторых местах временно пришлось тянуть дорогу на сваях. В районе Исакогорки несколько раз смывало насыпь. Несколько паровозов засосало в болото, а потом и вся насыпь с путями ушла под воду. Взяться за подобный проект действительно мог либо сумасшедший, либо крайне увлеченный человек
Кроме того, не только само строительство требовало огромных денег, но и дальнейшая эксплуатация не предполагала получения прибыли. Новая железная дорога, по словам министра финансов С.Ю. Витте, должна была ликвидировать "скудное, необеспеченное существование" населения северных губерний - обеспечить его продовольствием и вывозить отсюда в больших количествах продукцию местного производства.
Несмотря на все сложности, работы были закончены в срок, и в октябре 1898 г. открылось постоянное движение по Вологодско-Архангельской линии, протяженность которой составила почти 600 верст. Няндома находится практически ровно посередине этого участка, на расстоянии 279 верст от Вологды
С того времени в городе осталось множество деревянных домов, уже, правда, переделанных или ветшающих, но в основном сохраняющих стиль застройки. А проект этих зданий принадлежит не кому-нибудь, а одному из лучших архитекторов модерна - Льву Кекушеву. Над оформлением станций и жильем для сотрудников он работал вместе с Илларионом Ивановым-Шицем
Удивительно, насколько Савва Мамонтов умел держать баланс коммерческой целесообразности и красоты. Он понимал, что дорога не будет работать без обслуживающего ее персонала. Но как заманить людей на север?
В первый год рабочие сбежали: работать было невыносимо. Однако Мамонтов их вернул. "Я враг всякой роскоши, - писал Савва. - Но здесь, на дальнем Севере, где цинга и тундра, никаких радостей жизни нет, хорошее жилье - неизбежная, необходимая приманка для хорошего персонала"
Так и появились эти чудесные вокзалы на станциях, эти дома в Няндоме. В проекте железнодорожного поселка было продумано практически всё:
На улицах существовала система стока вод, поскольку местность здесь низменная, болотистая. Здания поставили на каменный фундамент
Жилые дома были рассчитаны на одну-две семьи. Они были изящны снаружи и благоустроены внутри: чуть ли не четырехметровые потолки, в комнатах изразцовые печи (а плитка предположительно с кузнецовского завода) и даже водопровод! Кстати, печи сохранились в некоторых домах до сих пор, да еще и исправно работают
При каждом доме проектом было предусмотрено устройство сарая с отделениями для каждой квартиры, помойной ямы, деревянного выгреба, а при домах, не имеющих для всех квартир внутренних отхожих мест, отдельно стоящие сооружения с деревянными выгребами. Позаботились и о хранении продуктов, соорудив ледники-погреба
В Няндоме была еще и баня площадью внутреннего помещения 18 кв.саж. Такую же построили и на станции Исакогорка, а вот на остальных они были в три раза меньше
И все эти здания были выдержаны в едином архитектурном стиле. Я вам больше скажу - даже уличные туалеты не выбивались из стилистики: те же кронштейны, такие же крыши. Лет 10 назад на одном из сохранившихся "домиков для уединения" еще висела табличка "для женщинъ"
В Няндоме были построены отдельные дома для врача, учителя, начальника дистанции, также появилось Образцовое двухклассное училище, железнодорожная контора
В здании железнодорожной конторы сейчас находится краеведческий центр "Дом Няна". Два года назад его ремонтировали
Если будет возможность - загляните к ним. Помимо всего прочего, там есть красивые прялки
Но вернемся к истории Няндомы.
В 1899 году в поселке появился пруд. И выкопали его вручную. Дно выложили камнем и с помощью деревянных водоводов заполнили водой из двух озер - Большого и Малого Кислого. Судя по карте, расстояние между прудом и озерами составляет около двух километров. Кроме того, сразу подумали и об очистке - с одной из сторон был предусмотрен слив воды
Место для пруда было выбрано рядом со зданием вокзала. Это, пусть и построенное по типовому проекту здание, сказочным домиком встречало всех прибывающих на станцию. Стиль, в котором современники видели черты английских коттеджей, а сейчас некоторые называют "швейцарским", очень удачно вписался в северный пейзаж, в том числе и благодаря привычному глазу северян бревенчатому каркасу.
На первом этаже был размещен общий пассажирский зал, почта, контора начальника станции, буфет и помещение для сторожа. На втором этаже располагалась квартира начальника станции из четырех жилых комнат, скомпонованных вокруг холла, куда выходили двери трех жилых комнат и санитарного блока, включающего туалет и ванную комнату. Кроме того, в каждой комнате имелась печь
К сожалению, в Няндоме здание вокзала не сохранилось, сегодня пассажиров встречает типичная советская постройка. Зато с тридцатиметровой картиной во всю стену. Написал полотно "Панорама реки Шожма" художник Юрий Шаблыкин. Сюжет был навеян красотами родины отца художника
Идея украсить подобным образом здание вокзала пришла живописцу во время остановки в Няндоме. Он обратился с этим предложением к начальнику станции, а тому эта идея понравилась. И с 9 мая 1983 года картина украшает пассажирский зал
Кстати, мысль добавить высокого искусства в вокзалы от Вологды до Архангельска была еще у Саввы Мамонтова. Он даже отправил своих друзей-художников Коровина и Серова в путешествие по Северу, чтобы потом созданные ими в этой поездке картины разместить на станциях новой дороги. Художников настолько впечатлил Русский Север, а картины оказались столь хороши и имели оглушительный успех, что до станций так и не добрались, пополнив коллекции лучших художественных музеев страны
В.Серов Белое море
Впрочем, и сам Мамонтов был очарован неповторимой красотой этих мест. В письмах домой он советовал всем обязательно побывать здесь: «... вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть»
Вот и мы так же: очарованы, зачарованы, приворожены неповторимым Русским Севером. Краем природы, от которой замирает сердце и поет душа, и сильных духом людей, в которых по-прежнему живет свободолюбие предков.
В завершение поста еще некоторое количество фотографий, сделанных в Няндоме летом 2017 года. Хочется надеятся, что все эти здания все-таки станут частью музея под открытым небом. Ведь нигде более нельзя увидеть комплекс жилых и административных построек рубежа XIX-XX веков с сохранившимися деталями, которые созданы руками мастеров того времени
Использована информация с сайтов
vuzlit.ru,
cfin.ru,
yartpp.ru,
kola.gallery, а также статьи Н.М.Петуховой
"Архитектурный комплекс железной дороги Вологда-Архангельск".
Архангельская область - 2017
И снова в путь! Свидание с Архангельском Архангельское кружево Видеозарисовки Как ежик стал совой, или из истории пряничного дела Ратный музей Архангельск с черного входа Архангельск с черного входа. Ч.2 Территория смелых По-над рекой Проезжая Северодвинск Кудемская узкоколейка Куртяево Кий-остров Кий-остров. И на камнях растут деревья Кий-остров. Море у порога Кий-остров. Берег памяти Кий-остров. Наследие патриарха Никона Кий-остров. Церковь Всех Святых Кий-остров. Пернатые обитатели Кий-остров. От заката до рассвета, ч.1 Кий-остров. От заката до рассвета, ч.2 Кий-остров. О погоде Город Онега Вдоль Онеги. Верховье Вдоль Онеги. Поле Вдоль Онеги. Поле. Деревянный модерн и резные мотивы Вдоль Онеги. Пияла Вдоль Онеги. Пияла. Вознесенская церковь Вдоль Онеги. Пияла. Колокольня Вдоль Онеги. Турчасово Вдоль Онеги. День отдыха ПГТ Савинский С Онеги в Кенозерье. Два моста, церковь и закат Кенозерье. Часовня Св. Николая Чудотворца в Вершинино Кенозерье. Вершинино музейное. Ч.1 Кенозерье. Вершинино музейное. Ч.2 Кенозерье. Кенозеро Кенозерье. Рыжково Кенозерье. Глазово Кенозерье. Усть-Поча Кенозерье. Вершинино. Красота не только для себя Халуй. Место чудес Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь Поесть, попить, да истории послушать Мышиной тропкой по ткани Лядины Лядины. По музеям. Шаг первый Лядины. По музеям. Шаг второй Лядины. Ночь в музее Кенозерский национальный парк. Морщихинская Кенозерский национальный парк. Морщихинская. Вслед за муравьями Между двух озер, морей и океанов Каргополь Каргополь. Небесные своды Каргопольская игрушка Архангельская область - 2016
1.
Постотпускное2.
"А мы уйдем на север!.." Ч.1. Вступительная3.
"А мы уйдем на север!.." Ч.2. Архангельск. Символы города4.
"А мы уйдем на север!.." Ч.3. Архангельск. Город воинской славы5.
"А мы уйдем на север!.." Ч.4. Архангельск архитектурный6.
"А мы уйдем на север!.." Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски7.
"А мы уйдем на север!.." Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского8.
"А мы уйдем на север!.." Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)9.
"А мы уйдем на север!.." Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина10.
"А мы уйдем на север!.." Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка11.
"А мы уйдем на север!.." Ч.10. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Дела морские12.
"А мы уйдем на север!.." Ч.11. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Житье-бытье крестьянское13.
"А мы уйдем на север!.." Ч.12. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Поэзия Севера14.
"А мы уйдем на север!.." Ч.13. Архангельск музейный. Музей авиации Севера15.
"А мы уйдем на север!.." Ч.14. Архангельск музейный. Северный морской музей16.
"А мы уйдем на север!.." Ч.15. Архангельск. Город мостов и кораблей17.
"А мы уйдем на север!.." Ч.16. Архангельск. Хостел "Тройка"18.
"А мы уйдем на север!.." Ч.17. Колесный пароход "Н.В. Гоголь"19.
"А мы уйдем на север!.." Ч.18. Колесный пароход "Н.В.Гоголь" (окончание)20.
"А мы уйдем на север!.." Ч.19. Северодвинск. Остров Ягры21.
"А мы уйдем на север!.." Ч.20. Беломорская идиллия: волны, ракушки, птицы и ночь у костра22.
"А мы уйдем на север!.." Ч.21. Великий Двор23.
"А мы уйдем на север!.." Ч.22. Переправа, переправа...24.
"А мы уйдем на север!.." Ч.23. На родине Ломоносова25.
"А мы уйдем на север!.." Ч.24. На родине Ломоносова. Куростровские были26.
"А мы уйдем на север!.." Ч.25. На родине Ломоносова. Резное искусство27.
"А мы уйдем на север!.." Ч.26. Холмогоры28.
"А мы уйдем на север!.." Ч.27. Машина времени в детство29.
"А мы уйдем на север!.." Ч.28. Лесной отель "Голубино"
30.
"А мы уйдем на север!.." Ч.29. Вдоль по Пинеге31.
"А мы уйдем на север!.." Ч.30. Красная Горка32.
"А мы уйдем на север!.." Ч.31. Голубинский карстовый массив33.
"А мы уйдем на север!.." Ч.32. Голубинский карстовый массив. Пещера "Голубинский провал"34.
"А мы уйдем на север!.." Ч.33. Водопад на Святом Ручье35.
"А мы уйдем на север!.." Ч.34. Заповедная Сотка36.
"А мы уйдем на север!.." Ч.35. Заповедная Сотка (окончание)37.
"А мы уйдем на север!.." Ч.36. Память38.
"А мы уйдем на север!.." Ч.37. Рассветная Пинега39.
"А мы уйдем на север!.." Ч.38. Пинежские истории40.
"А мы уйдем на север!.." Ч.39. Пинежские истории (окончание)41.
"А мы уйдем на север!.." Ч.40. Кулой42.
"А мы уйдем на север!.." Ч.41. Кимжа43.
"А мы уйдем на север!.." Ч.42. Кимжа. Кресты, кони, мельницы и ода жителям44.
"А мы уйдем на север!.." Ч.43. От Кимжи до Мезени45.
"А мы уйдем на север!.." Ч.44. Исторический город Мезень46.
"А мы уйдем на север!.." Ч.45. Исторический город Мезень (окончание)47.
"А мы уйдем на север!.." Ч.46. Малые Корелы