"А мы уйдем на север!.." Ч.18. Колесный пароход "Н.В.Гоголь" (окончание)

Dec 08, 2016 09:58


Сегодня продолжим знакомство с уникальным пароходом "Н.В. Гоголь", который остался единственным на ходу в нашей стране колесным судном, и посмотрим, что видят и чем пользуются пассажиры, решившие совершить прогулку на этом корабле.

На прогулочных рейсах пассажировместимость судна составляет 140 человек, если же говорить о количестве мест для длительных поездок, то "Н.В. Гоголь" способен принять 53 туриста. На пароходе 29 кают, в том числе класса «люкс», одноместные, двухместные, а также по одной трехместной и четырехместная каюте



Сегодня у пассажиров есть возможность гулять практически по всему кораблю, а вот сотню лет назад на верхнюю палубу допускались лишь пассажиры 1 и 2 классов. В наши дни подняться туда, где находится капитанская рубка, и где лучше всего виден речной простор, может каждый


Все пассажирские каюты находятся на главной и средней, т.н. тентовой, палубах. На средней палубе тоже хорошо гулять, кроме того, здесь есть есть места для сидения и неспешного разговора


На этой же палубе находится кормовой салон, где проходят дискотеки


Из него есть выход на палубу, так что можно танцевать и внутри, и снаружи. Ну, или присесть на свежем воздухе, если сил в ногах уже нет


Но основной вход в салон находится, конечно, с другой стороны - из коридора, где расположены каюты


Сам коридор на этой палубе выглядит так

Когда-то у пассажиров 1 и 2 классов были особые условия путешествия: для вызова официанта и горничной в каюту они могли воспользоваться звонком, также к их услугам были ванна и постельное белье. Для сегодняшних туристов практически все это уже не является роскошью, впрочем, и сами каюты на пароходе уже совсем другие. На «Н. В. Гоголе» было проведено уже несколько реконструкций, во время которых корабелы поменяли интерьер кают и других помещений, сделав их более комфортабельными и уютными.
Изначальный проект парохода предусматривал всего около десятка пассажирских кают. Путешествующие третьим классом довольствовались простыми лавками в помещениях вокзального типа. В то время пароход ходил на дровах и очень много места на корабле предназначалось под хранение топлива, так что палубные пассажиры, а были и такие, вообще коротали время, сидя на березовых дровах, складированных на нижней палубе.
Сегодня к услугам туристов комфортабельные каюты, причем я бы сказала, что люксовые будут менее просторными, чем каюты на главной палубе. Но давайте заглянем внутрь некоторых из них.
Это каюты первого класса








А так выглядят каюты люксового блока. На пароходе есть 2 люкса и 2 полулюкса

   




И фото еще одной каюты, которая расположена на главной палубе. Это уже 2 класс.
По-моему, весьма просторная. Слева от фотографа еще находится умывальник


По комфортабельности каюты 2 ничем не уступают 1 классу. Отличие лишь в том, что эти каюты находятся на главной палубе, а 1 класс - на второй. На корабле есть и каюты третего класса, но они исключительно служебного назначения.
У пассажиров главной палубы есть свой носовой салон. Можно собраться компанией, принести еще пару столов и поиграть во что-нибудь


Носовой же салон на средней палубе настраивает совсем на другой лад. Он будто переносит вас на столетие назад


Помимо того, что он выполняет роль читального зала, здесь периодически проводятся заседания, конференции, решаются всевозможные вопросы











Есть на второй палубе еще одна замечательная деталь - обрамление трапа, ведущего на главную палубу


Оформление это не является оригинальным и появилось, насколько я понимаю, совсем недавно





И не забудьте посмотреть снизу вверх, на подсвеченную надпись "Сормово 1911"


Еще одна задумка корабелов тоже связывает прошлое и настоящее - это рисунок на одной из стен, изображающий Архангельск 1911 года





Свою первую навигацию в 1911 году пароход начал на линии Вологда- Архангельск. В наше время о таких длинных походах можно только мечтать. Самый продолжительный речной круиз по Северной Двине на пароходе "Н.В. Гоголь" сейчас длится 4 дня/3 ночи. Буквально 5 лет назад поездка продолжалась 6 дней/5 ночей. С каждым годом возможностей для отдыха на воде становится все меньше. Как оказалось, проблемы у волжан и северян в этом случае примерно одинаковые: Северная Двина мелеет, и глубины не позволяют судну свободно ходить по реке.
Карта с городами и достопримечательностями, расположенными на Северной Двине, висит на одной из палуб


Если возвращаться к истории судна, то, наверное, только чудо уберегло его от повторения судеб других колесных пароходов. В 1972 году пароход «Н.В. Гоголь» приобрело северодвинское машиностроительное предприятие «Звездочка». Основным предназначением корабля должна была стать организация отдыха трудящихся. На тот момент кораблю угрожала судьба быть сданным в металлолом. Как вспоминает бывший заместитель директора «Звездочки» Б.И. Истомин, в качестве компенсации за переданный пароход предприятие должно было возместить Северному речному пароходству металлолом в количестве 100 тонн. Именно столько его могли бы получить речники, если бы действительно сдали корпус судна на переплавку. Еще в 16 тысяч рублей было оценено имущество, которое передавалось вместе с пароходом: мебель, пианино, старинная посуда.
При этом новый владелец мог использовать пароход лишь в качестве стоечной базы. Это предусматривало распоряжение заместителя министра речного флота РСФСР А.П. Введенского от 17 мая 1972 года. То есть, как говорит Б.И. Истомин, «нам разрешалось использовать пароход, действительно имевший большой износ, не по его прямому назначению, для перевозки пассажиров, а лишь <...> в качестве плавучей гостиницы, пришвартованной к какому-нибудь причалу. У нас планы были другие. Но мы согласились, справедливо рассудив, что после капитального ремонта, модернизации, приведения всех систем судна в соответствие с современными требованиями Речного Регистра разрешение на его эксплуатацию по Северной Двине будет получено. Это было единственно верное решение".
И они не ошиблись. Практически 45 лет, что корабль принадлежит Центру судоремонта "Звездочка", судовладелец бережно хранит судно, регулярно проводя необходимые работы. Да и команда любит корабль так же, как родной дом. Сверкающую чистоту на корабле поддерживают всего шесть человек - именно столько проводников на колеснике во время навигации. Зиму корабль проводит у судовладельца. Причем на это время судно даже не консервируют. Оно стоит на воде, то есть во льду и прекрасно, как сказал старший помощник капитана Николай Немтинов, себя ощущает. В этот период проводятся необходимые работы, косметический или какой-то другой ремонт. А каждую весну происходит покраска судна.
Сейчас "Н.В. Гоголь" уже закрыл свой 105 сезон. С 28 мая по 26 сентября пароход выполнил 63 рейса, в том числе 37 прогулочных, 11 с официальными делегациями и один четырёхдневный туристический круиз. До следующей весны корабль будет стоять у причала центра судоремонта. К очередной навигации планируется заменить часть главной палубы, модернизировать каюты и проверить машинное отделение.
Остается пожелать пароходу не только семи футов под килем, но еще и долгой жизни на Северной Двине под крик чаек и плеск волн, и пусть тишину северных просторов по-прежнему нарушает неповторимый звук его свистка.

Напоследок еще некоторое количество фотографий с парохода



































Кстати, по кораблю можно прогуляться с помощью виртуального тура. В том числе заглянуть и в каюты, и в машинное отделение



В постах использована информация группы парохода-колесника во "ВКонтакте", газеты "Cеверный рабочий", публикации, блога пресс-службы Центра судоремонта "Звездочка".

Предыдущие посты о поездке в Архангельскую область в 2016 году:1. Постотпускное
2. "А мы уйдем на север!.." Ч.1. Вступительная
3. "А мы уйдем на север!.." Ч.2. Архангельск. Символы города
4. "А мы уйдем на север!.." Ч.3. Архангельск. Город воинской славы
5. "А мы уйдем на север!.." Ч.4. Архангельск архитектурный
6. "А мы уйдем на север!.." Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски
7. "А мы уйдем на север!.." Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского
8. "А мы уйдем на север!.." Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)
9. "А мы уйдем на север!.." Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина
10. "А мы уйдем на север!.." Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка
11. "А мы уйдем на север!.." Ч.10. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Дела морские
12. "А мы уйдем на север!.." Ч.11. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Житье-бытье крестьянское
13. "А мы уйдем на север!.." Ч.12. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Поэзия Севера
14. "А мы уйдем на север!.." Ч.13. Архангельск музейный. Музей авиации Севера
15. "А мы уйдем на север!.." Ч.14. Архангельск музейный. Северный морской музей
16. "А мы уйдем на север!.." Ч.15. Архангельск. Город мостов и кораблей
17. "А мы уйдем на север!.." Ч.16. Архангельск. Хостел "Тройка"
18. "А мы уйдем на север!.." Ч.17. Колесный пароход "Н.В. Гоголь"

Архангельская область, лодки и корабли, путешествия, интерьер

Previous post Next post
Up