На родине пиниси - 1

Apr 18, 2013 20:57



Пиниси - традиционные двухмачтовые корабли. Раньше их строили без единого гвоздя, теперь же на них устанавливают японские двигатели б/у. Удивительно, но даже сегодня пиниси в Индонезии остаются вне конкуренции, занимая свою определенную нишу. Эти суда встречаются во всех портах от Суматры до Папуа, на них перевозят грузы и пассажиров, организуют дайв-туры и эксклюзивные круизы, участвуют в кругосветке. Строят пиниси умельцы на юге острова Сулавеси, чьи верфи мне довелось посетить в январе 2012. Мой репортаж о них был напечатан в журнале «ДИСКАВЕРИ». Теперь пришла очередь рассказать о кораблестроителях в этом блоге. Материал был подготовлен около года назад.

Эрик, веселый хозяин гестхауса «САЛАССА», сидит за деревянным столом в своем кафе и злорадно хохочет над тем, что сам сказал всего лишь секунду назад:

- Так вы из России! Не везет здесь русским у нас, - правый глаз Эрика дергается, независимо от того говорит он, молчит или смеется. Но этот незначительный дефект с лихвой восполняется добродушием индонезийца, который располагает к себе людей. Эрика знают все, несмотря на то, что он вообще неместный.


- Были здесь двое в разное время. Как и многие другие, они хотели построить пиниси. Только вот у них ничего не вышло: деньги закончились. И у одного, и у другого, - при этих словах Эрика чуть ли не разрывает от хохота, - даже не знаю, почему русским здесь не везет. Наверное, они связываются с неправильными людьми. Все от удачи зависит. Их недостроенные лодки, кстати, так и остались на Сулавеси.

Гестхаус Эрика стоит прямо у центральной дороги, но здесь на удивление тихо и спокойно. Только изредка проносятся мимо мотоциклы и маршрутные такси, чаще же встречаются козы, которые чувствуют себя в полной безопасности, разгуливая по проезжей части. Бира похожа на курортный городок в межсезонье, ведь на улицах нет никого. По дороге налево от гестхауса расположен квартал с простенькими кафе, магазинами, пляжем и рестораном «Праху», построенным в виде пиниси. Справа, в пяти-десяти минутах ходьбы, - местный порт, где стоят традиционные парусники, яхточки и обычные лодки. Громоздкие железные суда здесь большая редкость (не считая разве что парома). Поэтому и быт этого порта отличается от того, что можно наблюдать в крупных портах Индонезии, куда каждый день заходят грузовые гиганты. Здесь нет постоянной суеты, ужасной вони, бросающейся в глаза грязи и ругани, доносящейся из уст подвыпивших моряков. Только море, свежий бриз, да изящные деревянные суда, которые, несмотря на их потрепанный ветрами и волнами вид, можно назвать шедеврами кораблестроения.

2. Некоторые суда, стоящие в порту, еще только строятся.


3. Но как это часто бывает в Индонезии, работники не очень-то и спешат завершить начатое.


4. Затонувшее судно, паром… да, не самый лучший ракурс порта :)


5. Простенькое судно рыбаков.


6. А вот это судно (в кадре справа) предназначено для ночной рыбалки.


Нельзя сказать, что «Айлайк» (или «Илике», как называет его команда) чем-то выделяется на фоне других пиниси. Просто капитан этого двухмачтового круизного парусника любезно приветствует залетных гостей на борту. Он лично на плоту из бамбука и пластиковых бочек забирает нас с пирса. «Айлайк» находится в Бире на ремонте, и через два месяца ему предстоит морской переход до Суматры, где заказан круиз вокруг Ментавая. Смуглый капитан Исмаил с гордостью показывает дорогущую навигационную систему и другую электронику, которой напичкано судно. Сам он опытный мореплаватель родом с Тернате, где многие его коллеги и по сей день выходят в море по звездам.

7. «Айлайк» в порту Биры.


8. Ничего не напоминает? Наша «ЭМБАКУ» оказалась меньшей копией «Айлайка».


9. Внутри «Айлайка».


Но здесь на «Айлайке» Исмаил всего лишь наемный работник. Парусник принадлежит австрийцу, который заправляет этим бизнесом. Именно под руководством иностранца «Айлайк» превратился в комфортабельное круизное судно. На нем есть все, что нужно взыскательному «белому» туристу: семь кондиционированных кают с горячей водой, в которых можно разместить до 14 пассажиров, камбуз с плитами и холодильниками, кают-компания, бар, опреснитель воды.

10. Капитан Исмаил


- Вот, у нас даже джакузи есть, - Исмаил демонстрирует шикарную ванну, установленную на верхней палубе судна под открытым небом. Романтика!

Кроме всего перечисленного на «Айлайке» есть компрессор для закачки баллонов и снаряжение, необходимое для дайв-туров. Так предприимчивый европеец удачно запустил бизнес, который пользуется спросом среди туристов из Европы и Америки. Но не он был первым, и не он будет последним: от иностранцев, желающих построить свою пиниси, на юге Сулавеси нет отбоя.

11. Рыбак тащит на берег свой улов.


12. Миниатюрная копия пиниси. Характерны для этого судна: задранный нос, задранная корма, балансиры, две мачты с парусами. На грузовых пиниси присутствует только одна мачта.


Продолжение следует…

ДИСКАВЕРИ, Индонезия, !17 000 ОСТРОВОВ или БМП, пиниси, романтика морей, обычаи и традиции, производство или ремесло, фотореп, Сулавеси, опубликовано в журнале

Previous post Next post
Up