Пиниси на верфи Хаджи Басо
От порта Биры начинается песчаный пляж, на котором в самодельных палатках живут баджао - «морские цыгане». Полгода они проводят здесь, занимаясь рыбалкой на маленьких каноэ. Остальные шесть месяцев они выращивают водоросли неподалеку отсюда, в Тана-Беру, Бантае и Булукумбе. Дальше за поселением расположена традиционная верфь. Это площадка, на которой опытные плотники, не имеющие никакого образования, но обладающие знаниями многих поколений, строят шикарные пиниси. Делают они это на глаз - без расчетов и чертежей.
Используют плотники разную древесину: железное дерево (kayu besih) - для корпуса, один из видов красного дерева - для шпангоутов и тик - для палуб.
2. Заготовленная на верфи древесина.
3.
4.
Каждый раз, когда закладывают новое судно, проводится древняя церемония: на киле размещают специальные кушанья - как правило, это онде-онде, готовящееся из пальмового сахара, кокоса (кокосовой стружки?), рисовой муки и других ингредиентов. В сыром виде это традиционное блюдо тонет, но если его отварить, то оно станет легче воды и всплывет на поверхность. Люди конджо (если быть точнее, то это люди ара) верят, что онде-онде позволяет судну оставаться наплаву. Используют и особый вид длинных бананов, который, как считают конджо, дарит пиниси долгую жизнь.
Ритуал продолжается молитвой о том, чтобы судно каждый раз благополучно возвращалось в порт, а члены команды - к женам и детям. Во время церемонии в керамическом горшочке жгут священные специи, которые для этого привозят из Мекки. Благовония изгоняют злых духов - те уходят через отверстие, просверленное в середине киля, куда заблаговременно втирают по капле крови петуха и курицы. Такой же ритуал проводят на корме, затем часть киля судна спиливают и бросают в море. Это нужно для того, чтобы дерево и вода «привыкли» друг к другу.
5. Плотник
Во время спуска пиниси на воду на каждой церемонии должен обязательно присутствовать хозяин верфи. Принадлежит она человеку по имени Хаджи Басо. Свою молодость он провел на других верфях, работая обычным плотником. Денег не хватало, и чтобы прокормить семью, Басо оставил свое ремесло и в начале семидесятых годов решил попробовать себя в торговле. Бизнес пошел успешно, и 20 лет спустя Басо задумался о том, чтобы вновь заняться кораблестроением, но уже не в качестве чернорабочего, а владельца собственной верфи.
В 1991-м он построил две 15-тонные лодки на площадке в Марумасе, затем купил землю в Тана-Беру. На данный момент Басо спустил на воду около 200 судов, от маленьких рыбацких лодок до грузовых кораблей и круизных парусников для иностранцев. В 2006-м Басо перенес свою площадку в Панранг-Луху, где благодаря глубине и крутому берегу можно строить суда большого водоизмещения. Сегодня он известный пунггава (прим. кораблестроитель на местном наречии), а его верфь пользуется репутацией лучшей на юге Сулавеси.
6. Самое крупное судно на верфи 60-метровое.
7. Хаджи строил грузовое судно.
8. С палубы открывался отличный вид на окрестности. На фото Александр Пермяков, руководитель
«Русских Экспедиций» 9. Цыгане баджао (баджо)
10. Жилище баджао.
11. “Центральная улица” поселения баджао
12. На таких каноэ ходят в море за рыбой.
13. Почти на всех каноэ установлен мотор.
14. Рыбак латает сети.
15.
16. Улов
Продолжение следует…