Находится в Белгороде, на территории воинской части. Тематика военно-историческая, увековечен подвиг советских воинов-танкистов. Существует с 1975 г. Представляет собой предметную инсталляцию - образец военной техники. Является официальным памятником воинской славы.
Нажмите на фото для просмотра месторасположения
История создания и описание прототипа.
Посмотреть на танк можно не спрашивая никаких разрешений, да и многие не раз видели его, проходя мимо КПП. Не смотря на то, что он находится на внутренней территории, в сквере у одной из обширных площадок, этот памятник отлично просматривается и через ворота, и со многих возвышений соседних дворов, не говоря уже об окнах местного населения. Часть, которая существует здесь уже свыше четырёх десятилетий, в общем-то с танками мало связана, изначально это была автотракторная учебная база, сейчас здесь проходят обучение специалисты автослужб ВВС. Однако, помятуя о героической доблести танкистов на полях сражений Великой Отечественной войны, при благоустройстве территории было решено использовать старую, отжившую своё машину в качестве монументального символа солдатской славы. Инициатором установки стал заместитель командира по политической части майор А. М. Зарубин. В соответствие с постановлением главы администрации области от 12.05.97г. № 229 поставлен на учёт как памятник воинской славы.
История создания этих тяжёлых танков непроста. ИСы разрабатывались как замена своим предшественникам - машинам КВ уже во время войны. И изначально должен был быть "средне-тяжёлым", близким по классу новым немецким "Пантерам". Однако в ходе испытаний и доработок постепенно увеличивался в размерах и массе. Не малую роль здесь сыграло и появление на полях сражений сокрушающих всё "Тигров". Нужно было срочно обеспечить советскую машину вооружением, способным дать реальный отпор такому противнику. Опытных образцов ИС (Иосиф Сталин) с мая 1942 по февраль 1944 было изготовлено очень много, во время одного из госиспытаний экземпляра с новой крупнокалиберной пушкой, у которой после обстрела откололась часть дула, едва не погиб К. Ворошилов. Но не смотря на сложности, танки ИС-85 (ИС-1) и ИС-122 (ИС-2) были приняты на вооружение осенью 1943 г. Заводы постоянно вплоть до конца войны изменяли и улучшали их конструкцию, в итоге они очень сильно отличались от первой серии. Машины со 122-мм орудием ИС-2 начали поступать в войска в декабре 1943 г. Выпуск ИС-2 продолжался относительно недолго - до середины 1945 г. За это время было произведено почти 3,5 тысячи машин. Таким образом почти все эти танки принимали участие в Великой Отечественной войне. Но на этом их роль в строю не закончилась. Ещё долгие десятилетия эта модель находилась на вооружении, а в конце 50-х - начале 60-х даже была массово модернизирована. Постепенно ИСы списывались и переплавлялись, разбирались, или становились памятниками, экспонатами музеев под открытым небом. Но всё же в составе войсковых соединений они пережили все прочие, в том числе более поздние модели времён войны. Ещё в 80-х они участвовали в учениях, а окончательно сняты с вооружения только в 1995 г. Танки ИС-2 были в арьергарде наступления наших войск по всей линии фронта, в большом количестве участвовали при взятии Берлина.
Общее описание.
Памятник находится в Белгороде, во втором городке (автопарк) воинской части (быв. 27898, в/ч 20925 и 30616-15), на улице Гагарина. Установлен вблизи въезда на территорию, ориентирован на восток. Танк выпуска 1944 г. установлен на горизонтальном бетонном постаменте без облицовки высотой 1 м, обнесён ограждающей цепью. Окраска машины - зелёный защитный цвет.
Интересные факты.
- Кроме этого экземпляра, ещё один аналогичный танк установлен в Белгороде на выставке военной технике под открытым небом:
- В Белгородской области танков этой модели в качестве памятников и экспонатов достаточно много, однако ни один из них не принимал участия в боях на нашей земле, поскольку поступил на вооружение уже после освобождения нашего края от оккупации. При этом они были одним из лучших представителей оружия Победы.