Свято-Троицкий бульвар: возрождение архиерейского дома

Mar 27, 2012 06:47

Недавно был анонсирован проект дальнейшей реконструкции Свято-Троицкого бульвара в части создания около часовни и усыпальницы святителя Иосафа полноценного духовного центра. Казалось бы, решение своевременное и логичное, краеведы уже не первый год добиваются от властей восстановления исторической справедливости, но на деле всё оказывается не так уж и безоблачно.





Позиция краеведческих сообществ обоснованна и понятна многим: это место имеет важнейшее значение как ключевая точка формирования современного Белгорода, здесь на протяжении нескольких веков формировался духовный центр региона. Его облик сохранял историческую преемственность, был подлинным украшением старинного города. В эпоху антерелигиозного террора святыни были кощунственно уничтожены без острой на то надобности, и вопреки директивам. А поскольку сейчас стоит вопрос о дальнейшей судьбе ветхого послевоенного квартала, очевидно, что возрождение прежнего облика имеет как общекультурное, так и принципиальное значение. Это реальный способ не просто признать ошибки предшествующего поколения, а стать лучше, пойдя по пути созидания, в противовес популистским методам выкорчёвывания советской символики и атрибутики, что по сути ничем не лучше ломания крестов и орлов революционным пролетариатом.

Кроме того налицо выгодность такой реконструкции и в градостроительном отношении. Практически все туристы отмечают крайний дефицит значимых исторически обусловленных ансамблей. Восстановленное подворье было бы серьёзной городской достопримечательностью. И весьма обогатило бы в целом маловыразительную, зачастую бессвязную и безвкусную застройку "лицевой" части Белгорода.

Надо отметить, что к призывам пусть без желаемого энтузиазма, но прислушиваются. Реальным шагом стали работы по превращению неблагоустроенной дворовой территории в ценный культурно-духовный памятник - здесь возвращена и открыта к обзору всех желающих "пещерка" Святителя Иосафа. Безусловно важно и "застолбление" площадки, которую занимал и сам собор, что уже позволяет надеяться на проведение в будущем полноценных изысканий на его месте, поскольку и по описанию старожилов, и судя по результатам предыдущих раскопок, старинные подвалы частично сохранились, а подземная часть собора кроме того что интересна сама по себе, так ещё и являлась местом погребения многих белгородских архиереев. Доступны и понятны памятные знаки и схемы, их наличие радует, но понятно, что если на стенах современных многоэтажек развесить красивые фотографии старого Белгорода, реальных исторических памятников это не заменит...

Но возможно ли воссоздание монастырского подворья в принципе? И что оно представляло собой столетие назад? Постараемся ответить на этот вопрос. Здесь на помощь исследователю приходят описания и оригинальные планы территории. Надо отметить, что в преддверии канонизации Святителя и в последующее время план претерпел некоторые изменения, в частности перестроены ветхие сараи, что и заметно на известной цветной литографии.



1. Свято-Троицкий собор
2. Колокольня
3. Тёплая Знаменская церковь
4. Архиерейский дом
5. Кельи
6. Жилые дома и помещения
7. Свечная лавка
8. Просфорня
9. Свечной завод
10. Сараи
11. Монастырский сад
12. Братское кладбище
13. Часовня



Свято-Троицкий мужской второклассный монастырь основан в 1833 г., после переезда резиденции епископов в Курск. До этого здесь располагались Митрополичий двор, впоследствие превратившийся в архиерейский дом - главное епархиальное здание. Отдельно от него по соседству существовал кафедральный собор, их территории были соедениены, обнесены общей оградой вскоре после образования монастыря. В это же время, в 1835 г. строится тёплая Знаменская церковь. Ещё одна, домовая церковь, находилась непосредственно в архиерейском доме. Кроме того были возведены и дополнительные дома под кельи. Трудно определить дату появления кладбища при обители. Возможно этот погост, называемый братским, был и ранее, поскольку места захоронений существовали при большинстве храмов, но скорее всего место было отведено именно монастырю. Однако нет сомнений, что у Троицкого собора и внутри него были похоронены почти все белгородские митрополиты и епископы. Причём очень вероятно, что их тела до сих пор находятся здесь, рядом с "пещеркой". При проведении раскопок около её стен были обнаружены детское и взрослое захоронения, и по словам участников, вскрывших относительно небольшой уголок этого загадочного пространства, есть уверенность, что самое интересное в археологическом плане находится по соседству. История отдельного кладбища закончилась печально и цинично, оно было разграблено ещё до войны, а окончательно снесено в начале 1950-х, когде при строительстве двух домов на его территории кости вместе с грунтом грузили экскаватором и вывозили на свалку. Чудом уцелел лишь один намогильный камень, который сейчас установлен у часовни. Сам же монастырь был ликвидирован в 1923 г., после чего началось его планомерное разрушение. Окончательно старинные постройки были уничтожены во время войны. Последними жителями монастырского подворья до его застройки двухэтажными жилыми домами были немецкие военнопленные. До конца 40-х здесь располагался лагерь, и первые новые домики были построены самими немцами из материалов разрушенных келий.

Как нетрудно заметить, полное восстановление прежней застройки сейчас невозможно - геометрия улиц слишком изменилась. Кроме того, с учётом интересного архитектурного решения усыпальницы, возрождение Свято-Троицкого собора на историческом фундаменте тоже довольно сомнительно. Однако на практике встречаются вполне обоснованные примеры переноса ценных зданий. А значит вполне логичным решением было бы строительство копии собора, существовавшего в Белгороде с момента его основания в непосредственной близости от последнего месторасположения. Это же касается и других символичных для истории и культуры города зданий монастыря - в первую очередь архиерейского дома. Создание такого комплекса более чем оправдано, и не смотря на отсутствие сегодня необходимости как в самом монастыре, так и в храме, что признают даже сами священники, в общекультурном плане возрождение Троицкого собора идентично постройке храма Христа Спасителя в Москве, именно в качестве памятника.

К сожалению властьимущие не разделяют такой позиции. Даже не потому, что это как однажды выразились наши чиновники "зона устойчивой жилой застройки" - всё равно её дни сочтены, и вскоре после этих слов городская администрация сделала было попытку продать весь квартал вместе с её жителями (в смысле инвестору предлагалось самостоятельно решить вопрос с их новым жильём). А возможно потому, что земля в центре жутко ценная и отдавать её задарма для кого-то невыгодно. На эти мысли наводит тот факт, что всё же выделенная для постройки нового епархиального дома площадка, так сильно ограничена рамками имеющегося свободного пространства вокруг "пещерки". Решение, надо сказать, странное. Двухэтажки внутри квартала находятся в близком к аварийному состоянию, и их снос в ближайшем будущем неизбежен. Почему бы не решить эту проблему комплексно? Так же тем самым ставится под угрозу сохранность ценного даже без реконструкции места, где находился храм. Теперь оно символически выложено по периметру брусчаткой и его можно назвать своеобразным экспонатом широко распиаренного, но так и не существующего "музея под открытым небом". В первоначальном виде проект вообще предполагал утрату ценного артефакта. К счастью, в результате прений удалось найти компромиссное решение и планируемое здание сдвинуто за пределы фундамента собора.



Но даже и это не решает всех проблем. Дело в том, что с северной стороны Свято-Троицкого собора был захоронен священномученик Никодим (Кононов) - епископ Белгородский в 1913-1919 г. Где именно с северной стороны - мы сейчас точно сказать не можем. Поэтому приходится всю северную территорию на расстоянии 1-3 метров от стен собора трактовать как место захоронения священномученика. Это означает, что есть опасность разворотить ковшами и залить бетоном кости одного из талантливейших белгородских епископов. Святитель Никодим был и остается крупнейшим историком монастырей и монашества Русского Севера, автор и публикатор многочисленной литературы по Св. Иоасафу, де-факто основатель первого краеведческого музея г. Белгорода. Кроме того по некоторым данным здесь же, за пределами храма покоятся ещё 8 архиерев. В связи с этим, а так же и по причине высокой исторической значимости района необходимо масштабное археологическое обследование места строительства, на что нет ни времени, ни средств, ни кадров.



Проект самого здания в целом неплох, выполнен с учётом внесения в дизайн элементов старого архиерейского дома и барабана Троицкого собора, что с одной стороны печалит тем, что в ближайшие планы не входит строительство других сооружений, а с другой радует тем, что по архитектурной логике дальнейший новострой должен сочетаться с классическими формами епархиального здания. И конечно даже этот минимум уже лучше чем предыдущий проект торгово-офисной стеклянной горки. Архитекторы проекта В. Перцев и Н. Цветкова.



Примерно так будет возможно уже в следующем году выглядеть эта часть бульвара. Мы считаем, что на данный момент наиважнейшими вопросами являются организация раскопок и контроль перспективной перестройки этого района с учетом вышеизложенных тезисов.

PS Умышленно не затрагивал лежащую на поверхности тему "сначала благоустроили, потом опять разрыли". Не без этого и здесь (вспомнилось строительство паркинга на свежепостроенной спортплощадке у филармонии), но тут хоть оправдание есть - не в грязи же отмечать юбилей канонизации...

Автор благодарит П. Субботина и П. Альбощего, принявших непосредственное участие в решении судьбы проекта, А. Крупенкова и Инженера, за участие и информационную поддержку.

Стометровка, современная архитектура, Белгород, архитектура

Previous post Next post
Up