После освобождения города и восстановления наиболее важных объектов, на первый план вышли типичные градостроительные задачи - новое, актуальное планирование и возведение современных жилых массивов. И вот в этот период, на рубеже 50-х, в Белгороде и развернулось масштабное строительство знакомых каждому двухэтажек. Именно такие аккуратные и даже европейские по дизайну дома были взяты за основу при реконструкции стоящей в руинах улицы Чичерина (сегодня - Свято-Троицкий б-р). Знающие люди могут рассказать, что за эти кварталы архитекторы были удостоины государственной премии. В большом числе они были представлены на бывших улицах Ленина, Чернышевского, Фрунзе, Литвинова, Б.Хмельницкого. Так может двухэтажки оригинальны и могут быть причислены к историческим памятникам? Почему же сейчас их активно сносят?
Для нас эти дома привычны. Проходя мимо мы не замечаем особенностей их постройки и архитектуры. Некоторые ошибочно причисляют их к дореволюционному наследию. Это можно понять, старинных зданий в нашем городе крайне мало, зачастую они сходны со сталинскими по размерам и маловыразительны экстерьерами. Другие, будучи в курсе послевоенного происхождения, отмечают их схожесть с типичными западноевропейскими и немецкими образцами, тем самым распространяя мифы о трофейных проектах, творчестве военнопленных и подобном. Так же распространено мнение, что обилие двухэтажек в Белгороде является следствием провинциального статуса маленького уездного города. Однако на самом деле всё сложнее.
Сталинские двухэтажки - это типовые многоквартирные дома, изначально предложенные как вариант решения жилищного вопроса. Причём весьма удачный, концепция подразумевала следующие элементы: минимальная стоимость строительства, "идеологический" минимализм и равнозначность квартир, но при этом достаточный комфорт, долговечность и эстетичность. В нашем городе можно выделить здания этой концепции двух типов и периодов. Самые первые двухэтажки были построены ещё до войны, они начали возводиться в начале 1930-х годов. Одним из первых - домам на Вокзальной перевалило за 80 лет. Здесь проживали ответственные железнодорожники и работники бывшей желдорчека, дворы были отлично на тот момент благоустроены, имелись детские площадки и работающий фонтан. Поэтому, строго говоря, жильё было не совсем пролетарским.
К концу 30-х такие двухэтажки стали рассматриваться как основной вариант освоения новых и свободных территорий города. В районе вокзала построили ещё несколько домов, а ул. Н.Островского изначально планировалась под такое жильё:
У довоенных домов есть свои характерные особенности. Это исключительная утилитарность и простота форм. В роли стройматериала использовался кирпич и камень, причём часто бывший в употреблении - разбирались пострадавшие в гражданскую войну здания и сносились церковные постройки. Качество материалов не смотря на это было высоким. Например в фундаментах домов на Вокзальной применялся гранит и основание расчитывалось на двойную нагрузку, что позволяет без особых проблем реконструировать некоторые из подобных зданий, устраивая полноценные мансарды или даже надстраивая дополнительный этаж. Как например были перестроены некоторые дома на пр. Славы уже после войны.
Ещё одной особенностью являлось наличие во дворах коллективных хозпостроек. Как правило в них устраивались погреба для хранения продуктов, поскольку холодильников ещё не было. Конструкции и размеры погребов различны, это и отдельные подземелья и ямы в сараях, мне встречались погреба даже выложенные гранитом или бутовым камнем. Хозяева отмечают прекрасные качества каменных подземелий. Надземные постройки изначально предполагалась как угольный или дровяной сарай - первые двухэтажки не имели газового или центрального отопления. Впоследствии же сараи стали использоваться как кладовые и даже гаражи.
Второй, самой массовой волной строительства подобных "таунхаусов" стало послевоенное время. Теперь уже опробыванная технология получила новое развитие. Почему же именно малоэтажная застройка, ведь эффективнее было бы расти вверх?
Самым наглядным примером таких домиков является район вдоль Свято-Троицкого бульвара, известный как проект "19 квартал". Общераспространенным мнением является то, что эти дома строили в Белгороде, когда он являлся районным центром и ему якобы по статусу не было положено иметь выше двух этажей. А вот когда город перевели в статус областного центра, вот тогда и начали появляться более высокие здания. Но это заблуждение.
«За все тридцатые годы в стране из знаковых архитектурных событий появился только ансамбль улицы Тверской в Москве. И все. А что получили люди в остальных городах?» - Это цитата выступления одного из руководителей советской архитектуры в последние дни Великой Отечественно войны, когда от планов восстановления разрушенных городов надо было переходить непосредственно к делам.
Как оказалось, остальные города в довоенный период не получили ничего. Во время войны было разрушено и то, что осталось. В руинах лежало 1700 городов. Обеспеченность жильем в некоторых городах составляла на конец войны не более 3 метров на одного жителя. На самом высоком политическом уровне была поднята проблема возможной утраты национальной идентичности в связи с массовыми разрушениями памятников истории и культуры. В освобожденные города направляются специальные комиссии для ревизии сохранившихся памятников и разработки планов восстановления и реконструкции. Из некоторых городов архитекторы привозят только списки того, что полностью утрачено и не подлежит восстановлению.
Впервые о планах восстановления освобожденных городов заговорили еще 1942 году после первых крупных побед под Москвой. Чуть раньше перед строителями и архитекторами встала проблема срочно обеспечить жильем несколько миллионов человек, эвакуированных из западных областей страны. Флагманом и экспериментальной площадкой такого строительства стал Магнитогорск. Для обеспечения жильем рабочих металлургического комбината срочно был разработан проект массового, недорого и комфортного жилья. Особенно поражает слово комфортное. На дворе война, немцы под Москвой, а руководством страны ставится задача создать массовое комфортное жилье, которое можно быстро построить с наименьшими затратами. В качестве основы был выбран вариант уже доказавшего свою состоятельность двухэтажного жилья. Принцип оставался прежним, а реализация менялась - требовалось удешевить, упростить и ускорить строительство, а одновременно повысить архитектурные качества. Возводить такие дома предполагалось из шлакоблоков - отходов металлургического производства, строить такие дома могли не специалисты - это не небоскреб, и для строительства не требовалась дефицитная на тот момент техника.
Дома по первоначальному проекту должны выглядеть так:
В Магнитогорске эти домики называют «немецкими». Но проект свой родной, отечественный.
Первые же построенные дома оправдали все поставленные задачи, и в том же 1942 году проект застройки 14-го квартала Магнитогорска был взят за основу при восстановлении всех освобождаемых городов.
Различия между городами с разным статусом не ставилось. В последние годы войны и сразу после нее строились только такие дома. Они с незначительными изменениями есть и в Москве, и в Ленинграде, и во всех остальных городах.
Сам вариант подобного жилья возник не на пустом месте. Свое начало он берёт непосредственно в идее «Город сад» 30-х годов. Именно оттуда были позаимствованы малая этажность, застройка сразу кварталами с удобным расположением магазинов, детских садов и школ в пешей доступности. Там же предполагалось, что жилые кварталы будут утопать в зелени и дома не должны быть выше деревьев. По замыслу архитекторов такие зеленые кварталы можно располагать в непосредственной близости от промышленных предприятий без санитарной зоны (мы и видим это на примере улицы Парковой в Белгороде), что позволяет избавиться от транспортных проблем. Действительно, помимо энергомашевских домов на Богданке, аналогичные есть и вблизи предприятий на Крейде, в районе цемзавода асбесто-цементного комбината, в Сосновке, на Красноармейской, и практически по всему городу кроме районов позднейшего освоения.
То есть наличие в городе Б. двухэтажных домиков из шлакоблоков совершенно не говорит о провинциальности города Б. и его архитектуры, а, напротив, должно напоминать тяжелые годы войны, из которой именно мы вышли победителями. Самым главным архитектурным отличием шлакоблочных двухэтажек от довоенных была индивидуальная планировка массивов и дизайна. Обязательным было включение декоративных элементов: карнизов, фризов, наличников, сложной кровли, руста, фигурного литья, балюстрад - оформление могло быть произвольным, равно как и конфигурация квартир. Что позваляло на базе типовых форм строить и общежития, и общественные здания. При этом такой квартал был стилистически единообразен, но обеспечивал неидентичность отдельных строений.
В Магнитогорске 14-й квартал с «немецкими» домиками считается памятником истории:
В основе проекта - идеология победы, а строительство - силами, в том числе и немецких военнопленных - символ победы и торжества страны-освободительницы. 14-а квартал должен был напоминать победителям о военных походах по зарубежью. Поэтому архитектура квартала навеяна западноевропейскими мотивами, тщательно проработана в архитектурных деталях и малых формах. Художественность квартала подчёркивается высоким качеством строительства. Его возводили военнопленные под руководством ведущих специалистов треста «Магнитострой» по проектам советских архитекторов Г. Симонова, Е. Левинсона и Л. Оля, удостоенных за разработку проекта 14-а квартала Сталинской премии.
Надо отметить, что исторический статус этого района обусловлен и тем, что он стал родоначальником массового архитектурного направления. Однако нужно учитывать, что "город-сад" задумывался не на века, а как градостроительное решение на ограниченный период. И сейчас многие дома уже находятся в аварийном состоянии. При внешней эстетике все их элементы выполнены по простым технологиям без запаса прочности. Часто капитальный ремонт для дальнейшей безопасной эксплуатации будет сопоставим с постройкой нового дома аналогичного качества. Поэтому их редко стараются сохранить.
По стилевой принадлежности двухэтажки относят к советскому неоклассицизму, довольно близкому к традиционным решениям русской архитектуры конца XIX века. Отсюда и ансамблевый принцип застройки, характерный для сталинской архитектуры в целом.
Как и в довоенных, в каждом дворе присутствовали коллективные сараи и подвалы. На смену печам пришли газовые горелки или паровое отопление, естесственно присутствовали вода и канализация. Интересно, что в некоторых домах имеются окна и в санузлах - это так же пример практичности и как бы сейчас сказали - энергосбережения. В целом это было действительно комфортное, хоть и относительно малогабаритное жильё. Но высокие потолки, гипсовые карнизы, большие окна, балконы - для советского человека того времени это казалось роскошью. Партия наметила курс на то, чтобы это стало нормой и человек труда, победитель в войне чувствовал себя достойно. К сожалению подобные массивы хотя и строились в большом объёме не могли решить жилищный вопрос - нужно было больше, дешевле, быстрее, проще в содержании. В реальности кроме "стратегических" улиц-фасадов двухэтажки чаще рассматривались как временное решение, вековая долговечность конструктивно не закладывалась.
Не все послевоенные дома такого типа были шлакоблочными. Строили из того что было, поэтому по типовому проекту встречаются и кирпичные. Различен материал перекрытий, кровли, Из кирпича возводили и аналогичные трёхэтажки.
Итог.
К сожалению положительный опыт, полученный при внедрении жилья этого направления, затем был полностью отвергнут. И в итоге мы получили безликие спальные районы из ничем не отличающихся коробок, удручающие и не греющие душу. Что же ценного наработали в шлакоблочный период:
- Конечно концепция "город-сад", подразумевающая более естесственную и гармоничную и комфортную среду проживания.
- Было доказано, что благоустройство и приемлемый традиционный дизайн могут быть недорогими, т.е. сделать дешево и красиво - вполне реально, если использовать массовые технологические решения.
- Комплексное планирование микрорайонов с цельным архитектурно-пластическим решением, где каждое здание, и жилое и инфраструктурное имело своё место. Сюда же стоит отнести и шаговую доступность всех необходимых объектов.
Чем может грозить ставшая нормой многоэтажная застройка в результате сноса таких домов? Проблема первая - эстетическая. Во многих случаях кварталы были возведены целостно, симметричными массивами. Застройка разнородными одиночными домами, конечно, негативно влияет на общее восприятие панорамы улиц, кроме того новостройки часто проигрывают сталинкам в архитектурных качествах. Ещё один немаловажный момент - нахождение этих кварталов в исторической части города должно максимально учитываться при реконструкциях, и подчёркивать преемственность архитектурных решений.
Другая проблема - как правило двухэтажки находятся в районах центральных улиц, ограниченных сложившимися рамками. И уплотнение таких кварталов неизбежно влечёт проблемы с транспортом - его бесконтрольное увеличение на и так загруженных центральных магистралях, парковками и инфраструктурой, которая тяжело модернизируется, особенно это актуально для культурной и образовательной среды. Застройщики редко берут обязательства по возведению детских садов, спортплощадок, социальных центров - это не приносит прибыли.
Таким образом без тщательно продуманного, учитывающего многочисленные нюансы, масштабного проекта просто менять двухэтажки на высотки - пагубно для развития современной комфортной городской среды.
Alexander del Sanchess, совместно с
littlespain