Полёт Гаруды, 3,4

Jun 20, 2013 13:05

Песнь Третья

Э ма хо! Теперь слушайте дальше, все мои лучшие, возлюбленные сыновья и дочери!

Не имеет значения, какую систему упражнения ума вы практикуете:
пока вы не осознали природу вашего ума, отрубив его корень, вы упускаете суть Просветления.

Заблудившийся искатель, не видящий самого важного,
подобен лучнику, который помещает перед собой мишень
только для того, чтобы выпустить стрелу в другом направлении.
Он подобен домохозяину, ищущему вора снаружи, в то время, как тот всё ещё в доме,
подобен заклинателю, ставящему торма для духов у западной двери,
в то время как демоны ждут его на востоке,
подобен бедняку, который просит подаяния, не видя, что его очаг сделан из золота.

Поэтому, мои возлюбленные дети, вы, кто хочет избавиться от разочарований и тревог жизни
с помощью прямого метода обнаружения природы ума, исследуйте свой ум следущим образом.

Этот так называемый ум - надоедливый болтун, скачущий туда-сюда и вокруг.

Попытайтесь поймать его, и он ускользнёт, изменяя форму или исчезая.
Попытайтесь сосредоточиться на нём, и он не останется спокойным, разрастаясь и рассеиваясь.

Попытайтесь прицепить к нему ярлык, и он рассыплется в невыразимую словами пустоту.
Но это и есть тот самый ум, который испытывает переживания всего разнообразия человеческих чувств,
тот ум, который должно тщательно исследовать.

Во-первых, откуда он возникает? От внешних ли объектов:
гор, скал, воды, деревьев и небесных ветров - или он независим от них?
Спрашивая себя, каков источник ума, тщательно исследуйте эти возможности.

Или же обдумайте, берёт ли начало ум в детородных жидкостях ваших родителей, или нет?
Если это так, исследуйте процесс, посредством которого это происходит.
Продолжайте это исследование, пока оно не будет исчерпано и вы не признаете, что у ума нет начала.

И во-вторых, ответьте на вопрос: «Где ум находится сейчас?»
Находится ли он в верхней или нижней части вашего тела, в ваших органах чувств, в ваших лёгких
или сердце? Если он хранится в сердце, то в какой части сердца? Каковы его цвет и форма?
Тщательно исследуйте настоящее местонахождение ума и его характеристики,
пока не удостоверитесь, что их невозможно отыскать.

Наконец, исследуйте движение ума. Когда он движется, проходит ли он сквозь органы чувств?
Мгновенно охватывая внешние объекты, вступает ли он с ними в действительный контакт?
Является ли это только деятельностью ума, или тело и ум участвуют в этом совместно?
Исследуйте процесс восприятия.

Далее, когда возникает мысль и сопровождающая её эмоция, во-первых, исследуйте её источник.
Во-вторых, найдите её настоящее расположение, её цвет, форму и любые другие свойства.
Долго и упорно ищите ответы на эти вопросы. Наконец, когда мысль стихла и исчезла, куда она ушла? Внимательно исследуйте свой ум в поисках этих ответов.

Что происходит с умом во время смерти? Как он покидает тело? Куда он уходит?
Детально обдумывайте эти вопросы и все их следствия.

Упорно продолжая ваше тщательное изыскание, исследуйте ум,
пока вы не придёте к несомненному выводу, что он пуст, чист и невыразим словами,
что он не существует как нечто реальное и свободен от рождения и смерти, прихода и ухода.

Бессодержательные утверждения и чужие метафоры-высказывания,
такие как «Ум - это пустота!» - более чем бесполезны.
Пока вы сами не знаете ответ, такие утверждения скорее вносят сомнения и колебания в ум.
Например, вот кто то утверждает, что тигры на самом деле живут в некоей местности,

а другие говорят, что они там вымерли.

Остаются сомнение и неопределенность по этому вопросу.

Когда вы осторожно исследовали ум и установили его природу, это подобно тому,
как если бы вы побывали в той самой долине и увидели собственными глазами,
что тигров там действительно нет. После этого, если возникнет вопрос
о существовании тигров в этом месте, вы не будете сомневаться в правильном ответе.

Песнь Четвёртая

Э ма хо! И снова, мои возлюбленные сыновья и дочери, соберитесь вокруг и слушайте!
Во время анализа и исследования своего ума способом, описанным выше,
когда вам не удалось найти «ум», на который вы могли бы указать и сказать «Вот он!»,
и когда вам не удалось найти ни единого атома, который вы могли бы назвать конкретным,
тогда ваша неудача - и есть высочайший успех! Вы нашли Пустоту ума.

Во-первых, «ум» не имеет начала, поскольку его сущность - изначальная пустота, она нематериальна.
Во-вторых, у него нет месторасположения, цвета и формы.
Наконец, нет места, куда бы он уходил: не двигаясь, он исчезает без следа.
А его деятельность - проявление пустых видимостей.

Природа ума не создана первоначальной причиной и не разрушается
каким-либо средством или внешними условием в конце.
Она всегда одна и та же: ничто не может быть прибавлено к ней или отнято у неё,
её нельзя наполнить или опустошить.

Так как природа ума всепроникающа, являясь основанием как сансары, так и нирваны,
в ней нет предубеждения или пристрастности.
Ни одна форма не показывает в ней свою действительность яснее, чем другая,
и все до единой вещи проявляются беспристрастно и беспрепятственно.

Ум не может быть установлен или определён как нечто полностью отдельное,
поскольку он выходит за пределы существования и несуществования.
Не приходя и не уходя, он находится вне рождения и смерти, загрязнения и очищения.

Природа ума подобна незапятнанному хрустальному шару:
её сущность - пустота, её природа - ясность, её энергия, сострадание - непрерывна.

Природа ума никоим образом не может быть скрыта изъянами сансары.
С самого начала природа ума - Будда. Верьте в это!

Таково мое введение, кладущее начало узнаванию истинной природы ума,
основы нашего существования, нашего подлинного состояния реальности.

Полёт Гаруды, буддизм, тексты

Previous post Next post
Up