"Потоптать загадочную ледяную мантию". Исландия, июль/август-14. Часть 3/5.

Aug 13, 2014 16:44


1 августа, день 7. Льды под вкус лангустинов.

Litlanesfoss-Hengifoss-Höfn-Jökulsárlón. Пробег - 295 км.




Первая вылазка дня - поход к водопадам Litlanesfoss и Hengifoss. Да, это не Норвегия - сложных треков не видно. От точки старта до первого водопада - примерно 1,5 км и подъём на 180 метров. Тропинка ухоженная ходовая. Дальше, до Хенгифосса ещё 1,3 км с подъёмом на 100 с небольшим метров, тоже спокойно. Общий путь занял почти 6 км и 2:40 времени. (Трек)

Litlanesfoss - хорош. Два каскада в обрамлении базальтовых колонн.



Уже пройдя его по пути наверх, заметили тропинку вниз, к водопаду. На обратном пути туда спустились и нисколько не пожалели. Оттуда, из каньона, он смотрится совершенно феерично.





Можно дойти практически до самого водопада, камни, правда, там очень скользкие, никакая треккинговая обувь не спасает.



Но это было на пути назад а пока мы шли наверх, к Hengifoss.



Водопад красив по-своему. Полосатые стены, достаточно большая высота падения, прикольная долинка внизу. Как мне кажется, отличное местечко для пикника.



Ну и, конечно, грех не забраться куда-нибудь повыше, назло грозной Катерине.



Во второй половине дня нас ожидал праздничный обед в городе Höfn и ледяная лагуна Jökulsárlón, куда мы и направили наши, обутые в колёса, ноги. Но Исландия была бы сама не собой, если бы тут были 190 км проходной дороги, особенно вдоль восточных фьордов.







Остановка в Höfn предполагала обед в местном рыбном ресторанчике, кои очень хвалят на просторах Инета. Еда действительно была очень вкусна, лангусты - великолепны, можно смело рекомендовать. Но цены тоже очень…

Впрочем, не только едой хорош Höfn - виды с набережной городка просто шикарны. А ведь люди здесь живут и внимания уже не обращают, какая красота их окружает. А у нас - только охи, да ахи.







Выехав из города, встретились с представителями дикой природы Исландии.



Олени красиво паслись на обочине, потом решили переместиться через дорогу. Как они грациозно перепрыгнули забор, огораживающий дорогу - это что-то…

Наша цель - лагуна Jökulsárlón, была уже рядом. Добрались, вывалились из машины и пошли гулять. Лагуна нам показалась какой-то завораживающей и медитативной. Торопиться совсем не хотелось. Неспешное перемещение вдоль берега и созерцание - вот наша формула лагуны. Прошёл, посидел/повтыкал, снова прошёл и так далее… А какая классная там озвучка! Тихий треск льда, скрипение льдин друг о друга и это всё под постоянную фоновую капель. Филармония просто!







Катерине лагуна очень понравилась, поэтому было принято решение посетить её с утра. Стало быть, ночевать надо где-то рядом. Отъехав километров 5 на север, нашли отворотку в сторону ледника, проехали по ней ещё километра 2, подобрали хорошее ровное местечко вне дороги и вот он - лагерь.



2 августа, день 8. Основы Исландии - лёд, вода, огонь.

Jökulsárlón-Svartifoss-Laki. Пробег - 222 км.



Эх, как же приятно просыпаться с красивым видом.



Утро, как и планировалось провели на берегах Jökulsárlón. В отличие от вечера, пошли не направо, а налево от протоки.







В конечном итоге, эта половина нам показалась менее интересной - льдин мало и они какие-то не колоритные.

Узрев симпатичный ледниковый язык в стороне, поехали к нему. Надо сказать, что после белых, с идеальным голубым льдом, ледников Норвегии, чёрно-серые исландские льды нас совсем не впечатляли и поход на ледники не стоял у нас в приоритете. Но и выбрасывать их совсем мы тоже не собирались. До ледника впрочем, мы не добрались, но попали на берега другой ледниковой лагуны Fjallsárlón.



Она значительно меньше своей старшей сестры и не такая впечатляющая.





Но вернёмся к водопадам. Чёрный водопад, Svartifoss. Тропа к нему начинается от стоянки в самом низу возвышенности. Весь кольцевой трек занимает 3 км, с подъёмом/спуском на 130 метров и мы уложились в 1:10 со всеми своими фотосессиями. (Трек) Дорожка не очень интересна, идёт через кусты-деревья, время от времени выходя на красивые обзорные места.



По пути встречается ещё один водопад.



Собственно сам Svartifoss интересен, но после виденных нами ранее водопадов, впечатляет уже так себе. Вот если начинать с него, то тогда наверняка вау-эффект был бы сильнее. Впрочем это не умаляет его достоинств. Выглядит он действительно как огромный орган, нависающий над небольшой полянкой.



К самым большим минусам этого места можно отнести большое количество народа, толпящееся на очень ограниченном участке. Ну или это нам опять не повезло с китайцами, они везде, как саранча…



Поехали в город Kirkjubæjarklaustur (можно даже попытаться его выговорить - Киркьюбайярклёйстюр). Пополнить припасы, да и собственно поворот на Лаки находится там. Дорога, как всегда живописна и скучать не даёт.



очень элегантный Stjórnarfoss





Свернули с шоссе 1 на просёлок и выдвинулись в сторону Lakagígar.

Laki - это щитовидный вулкан, протянувшийся на 25 километров и имеющий около 130 кратеров. Последнее его извержение было в 1783-1784 гг. Но какое!!! Его описание так нас поразило, что он стал обязательной частью программы:

Извержение вулканического разлома Лаки, которому предшествовала серия землетрясений, началось 8 июня 1783 года и продолжалось до 7 февраля 1784 года. Оно считается одним из крупнейших в истории вулканологии (среди засвидетельствованных извержений). По оценкам вулканологов, за это время около 130 кратеров извергли приблизительно 14,7 куб.км базальтовой лавы, которая покрыла площадь почти 600 кв.км. Извержение опустошило значительную часть Южной Исландии и оказало влияние на климат не только самой Исландии, но и всего мира. Вызванная им вулканическая зима привела к глобальному неурожаю и массовому вымиранию людей и животных.

Эффузивная фаза началась в первый же день извержения, 8 июня 1783, когда в воздух поднялись столбы огненной лавы высотой от 800 до 1400 метров, а столб дыма и газа поднялся на высоту более 15 км. 11 июня полностью пересохла из-за испарения река Скафта, по которой до этого протекало до 100 км3 воды в секунду. На следующий день вниз по руслу реки с большим шумом стал стекать поток лавы, которой было столько, сколько до этого воды. И этот поток лавы не прерывался в течение последующих 45 дней. Когда он, наконец, остановился, долина реки глубиной 100 метров была до краев заполнена лавой, при этом длина потока достигла 27 км. Лава погребла 17 крестьянских дворов и земельных участков.

В начале августа вдоль долины реки Хвервисфлйёт начал стекать другой очень мощный поток лавы. Глубина двух главных рек бушующей лавы достигала 30 метров. Длина одной составляла 60 километров, другой - 80 километров. От них отходили боковые, достигавшие в длину соответственно 24 и 11 километров.

В этот период своими «огненными проповедями» прославился пастор из деревни Киркьюбайярклёйстюр. Поток лавы остановился перед самой церковью, в которой собрались прихожане. В 1788 году пастор опубликовал рукопись своих «огненных проповедей» (огненной мессы), обращенных против потока лавы, а также подробные сообщения о катастрофе под названием «Элдрит». Эта рукопись является важным источником для ученых и вулканологов.

Извергаемые вулканом облака пепла затмили атмосферу Земли, что привело к значительному падению температур в Исландии и обширных частях мира. Лето в период с 1783 по 1785 годы было необычайно коротким. Землю покрыли аэрозольная пелена ядовитых вулканических газов и облако тумана, насыщенное фторсодержащими частицами.

Огромные количества (120 миллионов тонн) выброшенной двуокиси серы вступили в реакцию с капельками воды, содержавшимися в атмосферных облаках, в результате которой выделились сернистая и серная кислоты.

К тому моменту, когда в феврале 1784 года извержения прекратились, кратеры вулкана Лаки извергли 8 миллионов тонн фтора. Огромные количества этого высокотоксичного газа выпали на землю в виде дождя с пеплом. Это привело к вымиранию растительности в определенных частях Исландии и в течение нескольких лет вызывало тяжелые неурожаи. Погибла или была вынужденно забита основная часть поголовья исландских овец (80 %), коров и лошадей (50 %). В результате этого наступил страшный голод. К началу 1785 года вследствие этой природной катастрофы вымерла четверть населения Исландии, численность которого в те времена составляла 50 тысяч человек.

Извержение вулкана Лаки также сказалось и на Западной Европе. Ведь около 120 миллионов тонн двуокиси серы, выброшенные в атмосферу, соединившись с частицами воды, привели к образованию в 2 раза большего количества ядовитых аэрозолей, которые под действием струйного воздушного течения были унесены на восток и стали кругообразно перемещаться над Северной Европой и особенно над Францией и Британскими островами. 10 июня 1783 года было зафиксировано образование содержащего серу марева или «сухого тумана» над горами, 16 июня - над Прагой, 17 июня - над Берлином, 18 июня - над Парижем, 20 июня - над Гавром, а 22 июня - над Великобританией. Серная кислота попадала в легкие и вызывала повышенную смертность  среди сельского населения (в окрестностях французского Шартра и в Великобритании). Морские суда, следовавшие из Северной Америки в Европу, чуть не сталкивались друг с другом, так как туман значительно ограничил видимость в Атлантическом океане. 20 июня Мальта оказалась накрытой настолько густым туманом, что не было видно солнца. В Англии и Финляндии прошли дожди из пепла. Существует множество сообщений со всей Европы, в которых упоминается о том, что климат стал необычайно туманным. С сентября 1783 года начались сильные дожди и бури. После этого последовала очень холодная зима 1783-1784 годов.

Извержение Лаки ослабило африканские и индийские муссонные циркуляции, что привело к уменьшению осадков на 3 мм меньше суточной нормы в Северной Африке, и возникновению засухи, а она вызвала резкое падение уровня воды в реке Нил. В результате голода, который возник из-за этого, Египет в 1784 году потерял примерно одну шестую часть населения, а за два года число погибших от голода превысило смертность во время эпидемий чумы.

В Северной Америке, зима 1784 была необычайно длинная и одна из самых холодных за всю историю. На востоке Соединенных Штатов Америки средние зимние температуры опустились на 4,8 градуса Цельсия ниже среднего показателя за 225 лет. В штате Нью-Джерси был установлен абсолютный рекорд по количеству выпавшего снега, река Миссисипи замерзла в районе Нового Орлеана, а поверхность Мексиканского залива покрылась льдом. По оценкам специалистов, температура на Аляске в июле и августе не поднималась выше нуля.

В Японии, в летописях, 1784 год значится как «год без лета».

Температура на всем северном полушарии упала в среднем на 1,5 градуса Цельсия. В феврале 1784 года произошли мощные наводнения, вызванные таянием льдов. Общее число людей, смерть которых так или иначе была вызвана извержением, оценивается в несколько миллионов.

Таким образом, это извержение относятся к числу самых губительных за последние 2 тысячелетия.

И кстати, во Франции, последовательность экстремальных погодных явлений, привела к сильнейшему неурожаю в 1785, засухе, суровым зиме и лету, к убийственному граду в 1788, который уничтожил почти все посевы. Эти события внесли такой значительный вклад в увеличение бедности и голода, что, по мнению историков, это напрямую способствовало французской революции в 1789 году.

Так что извержение вулкана Эйяфьятлайокудль остановившее в 2010 году самолёты в Европе, в сравнении с Лаки - это просто легчайший пых!
И прямо для контраста, дорога на Лаки, F206, идёт через красивые зелёные долины и холмы.



Есть даже свой водопад - Fagrifoss.



По пути регулярно проезжаем броды. На одном из них встречаем несколько стоящих машин. Оказывается один из экипажей побоялся ехать через брод напрямую и решил объехать по траве рядом. Ну и засадил свой Сузуки Джимни. У всех машины прокатные, тросов нет… Что делать - хз. Говорят, что стоят уже почти час. Звонят в МЧС, в страховые. Подошёл, посмотрел, покачал засевшую авто. Качается легко - значит не сидит на днище! Но это ж Джимник, он же должен уметь ездить в грязи! Посадили водителя, включили ему полный привод!!! и, о чудо, он выехал. Эх, всему надо учить этих европейцев, грязи они не видели…

Ближе к самому разлому уже становится видно, что всё вокруг - это последствия тех давних событий. Дорога становится «бархатной», так как основа - это мелкая чёрная спрессованная пыль.





Проехав по кругу, чтобы осмотреться, останавливаемся на ночь в кемпинге Bragil, что прямо на территории вулкана. Вот ведь блин, и здесь люди живут! Одна же лава вокруг.



3 августа, день 9. Лаки - это счастливый.

Laki-Fjadrargljufur-Landmannalaugar. Пробег - 183 км.



Вся первая половина дня была посвящена вулкану. Однако, как нас предупреждали местные, Лаки отличается очень плохим характером и чаще всего прячется в тучах, дожде и прочих неприятностях. Вот и сейчас утро было хмурым и неприветливым.



Но, невзирая ни на что, мы начали восхождение на самый высокий кратер гряды. (Трек) Странно, но я нигде не нашёл названий отдельных кратеров, есть только общее название Lakagígar, т.е. кратеры Лаки. А горки есть такие классные, что прямо так и просится дать им имя собственное!



Постепенно поднимаясь, мы вошли в облако и, достигнув вершины, лицезрели красоты.





Дык ведь на то она и переменчивая Исландия, а Лаки наверно решил нас побаловать, раз мы такие настырные, и через несколько минут нам открылись одни из самых потрясающих видов.





Как же он, Лаки, необычен и красив!









Спустившись с горы, прогулялись по разлому и двум ближайшим кратерам.







Далее, километрах в пяти, находится стоянка с отличным трейлом - Tjarnagigar, вроде. Тропа легка, длиной 4,7 км, без подъёмов и спусков. Идёт очень живописно. (Трек)









Нагулявшись вволю и поблагодарив Лаки за шикарнейшую погоду, мы поехали обратно, к «цивилизации». В целом, Лаки оставил самое неизгладимое впечатление. С огромным удовольствием посетим его ещё раз, чтобы погулять там подольше, зайти подальше…









Выехав с Лаки, приехали к каньону Fjadrargljufur. Была уже вторая половина дня и народу набежало немало, но все как-то умудрились рассредоточиться и совсем не мешали. Каньон очень даже симпатичный, извивающийся безумной змейкой, с зелёным плато поверху и вертикальными, как нарубленными, склонами. Много узких выступающих стенок, на которые можно сходить, пощекотать себе нервы. Очень мило. Однозначно стоит здесь не спеша прошвырнуться на 3,4 км. (Трек)







Конечной точкой этого дня был кемпинг в Цветных горах, Landmannalaugar, куда мы и направились по дороге F208. Сама дорога представляет из себя замечательный образец исландской деревенской грунтовки для машин 4х4. Бродов проехали неисчислимое количество, впрочем серьёзных не было.





Добрались до кемпинга. Пока раскладывались, одетые в термобельё, свитера, штормовые куртки - холодно же, +7 всего, глядим идёт мимо девушка, в бикини!!!, с полотенцем через плечо. Я чуть челюсть не выронил, фигасе у них люди - моржи! По-удивлялись и завалились спать, так как на завтра был запланирован большой поход по горам.

И кстати, это был самый большой и заполненный кемпинг из всех посещённых в Исландии.



Продолжение
больше фотографий

iceland, laki, Исландия

Previous post Next post
Up