Благодаря этим людям троллейбусы и трамваи ежедневно обслуживают тысячи пассажиров.
Водителям профессионалам самарского общественного транспорта вполне можно довериться, не волнуясь за собственную безопасность. Они довезут вас до нужного места в нужное время.
СЛУЖБА движения муници пального предприятия «ТТУ» - од но из самых крупных его подразделений. В подчинении у ее началь ника Валерия Бобкова 115 человек. С ним мы и побеседовали о том, как удается оперативно решать возни кающие на линии проблемы и как можно их избежать.
- Валерий Владимирович, вы называете свою службу ключе вой в управлении…
- А как же? Ведь мы контроли руем весь процесс движения. Обе спечиваем организацию пассажирских перевозок, составляем рас писание, контролируем состояние контактной сети, следим за работой эксплуатационной службы. На ши сотрудники организуют безо пасное движение городского электрического транспорта. Одно из важных направлений службы - учет пассажиропотока. Среди наших ра ботников 63 диспетчера конеч ных станций, четыре центральных трамвайных диспетчера и столько же троллейбусных. У центральных диспетчеров, которые в здании на улице Корабельной, есть возмож ность оперативной связи со всеми экстренными службами - такими как «Водоканал» или ГИБДД, а так же с руководством.
- Какими техническими средствами они пользуются?
- В техническом оснащении - несколько телефонов и большой пульт с кнопками. Скоро будет внедрена спутниковая система навига ции. Каждый трамвай и троллей бус будет оснащен навигатором си стемы ГЛОНАСС (глобальная на вигационная спутниковая систе ма. - Авт.). Сейчас подвижной со став третьего троллейбусного де по, что на ул.Фадеева, оснастили таким оборудованием почти полностью. В результате диспетчеры смогут видеть движение каждого троллейбуса на своих мониторах. Система начнет работать в конце августа - начале сентября. Также существует и корпоративная мобильная связь со всеми линейны ми работниками.
- Диспетчеру приходится учиться перед приемом на рабо ту или он все поймет непосредственно на месте?
- Прежде чем предоставить дис петчера самому себе, он полтора-два месяца проходит стажировку. Тща тельно изучает правила техниче ской эксплуатации трамвая и трол лейбуса. Опытный человек учит но вичка особенностям работы на той или иной станции, показывает, как правильно оформлять документа цию. После - экзамен. Комиссия из руководителей задает вопросы. Сда ет - берем на работу. Но все равно первое время к новичкам заезжает наставник.
- Ведете ли вы контроль над нарушениями со стороны со трудников? Кто этим занимает ся?
- У нас есть бригада ревизоров. Но не стоит путать их с контроле рами. Те проверяют билеты у пассажиров и вообще отвечают за финан совую сторону вопроса. А ревизоры должны замечать абсолютно все не дочеты. На каждый заполняют про токол. Кондуктору, например, за прещается работать в наушниках. Это отвлекает: можно не заметить пассажира-безбилетника. Но глав ный наш бич - курение водителей на рабочем месте. Это делать строго за прещено, как и разговаривать по сотовому телефону.
- А если на мобильный позво нит диспетчер с важным сообще нием?
- Нужно остановиться и пого ворить. Водители общественного транспорта ничем не отличаются от остальных. И в случае несоблюде ния правил их наказывают.
- Один кондуктор на два ва гона - это нарушение или норма?
- Это не норма. Но бывает, что голова у сотрудника заболит или сердце прихватит, немудрено в такую жару. Пока найдется подмена, работает один кондуктор на два ва гона.
- У вас движение четко спла нировано: минута в минуту. Как часто происходят отклонения от расписания?
- Расписание маршрутов, кото рое каждый может увидеть на оста новке, составлено с учетом идеальных условий. Аварийные ситуации на дороге, проблемы с нежелающи ми платить пассажирами, пробки - все это увеличивает время ожида ния общественного транспорта. По этому задержки, конечно, бывают.
- Если случается ЧП, будь то авария или перебои с напряже нием, как должен действовать водитель?
- В первую очередь он со общает диспетчеру, что и где случилось. И уже тот решает, кого вызывать: ГИБДД, аварийно- восстановительную службу или «скорую».
- Бытует такое выражение: «Трамвай всегда прав». Как ча сто бывает, что трамвай не прав и по его вине случается ДТП?
- Это нонсенс, из ряда вон вы ходящая ситуация. У нас проводит ся соответствующая работа с водителями. При выпуске на линию всег да присутствует наставник, который инструктирует: будьте осторожны! На линии юзовое состояние или до рога скользкая… По вопросам безо пасности, культуры обслуживания постоянно проходят инструктажи.
- Если, к примеру, трамвай идет не по своему маршруту, не образуется ли их большого скопления на каком-то участке?
- Как ни старайся, все равно по тем или иным причинам приходит ся иногда пускать транспорт в объезд. Как правило, ничего страшного не происходит. По времени устране ние любой неполадки занимает час- полтора, за это время как раз можно совершить один круг, рейс то есть. Так что чрезмерного скопления не бывает...
- Валерий Владимирович, а в вашей службе работают в основ ном молодые или люди среднего возраста? А студенты на подра ботку приходят?
- Есть и молодые, есть и в воз расте. Студенты, к сожалению, да же во время летних каникул на подработку к нам не рвутся. Да и кем? Кондуктором разве что. Но такое редко бывает.
- А сами вы как в управлении оказались?
- Вот я-то как раз студентом и пришел на подработку. Увидели мы с товарищем объявление о наборе водителей и решили попробовать. Отучились четыре месяца, стажи ровались. Параллельно работали и учились в институте. Раньше проще работать было. Это сейчас огром ный поток машин и скорость движе ния высокая, во все стороны глядеть нужно.
http://sgpress.ru/novosti/obschestvo/derzhat-ruku-na-pulte