Талантливый инженер-энергетик Ширманов слыл в Самаре чудаком с неблагонадежным хобби.
Самарские журналисты, историки, филологи, приходя к Александру Константиновичу Ширманову домой в гости в старинный дом на улице Ленинградской, всегда удивлялись его огромной, полной раритетных изданий, библиотекой. Не меньше поражал и большой стеллаж с историческими рукописями самого хозяина.
Наша справка
Ширманов Александр Константинович (3.09.1904 - 20.11.1978). Библиофил и краевед. Родился в Иркутске в семье техника путей сообщения. В 1925 - 1929 годах учился в Самарском электротехникуме, в 1930 - 1935 годах на электромеханическом отделении Самарского индустриального института. С 1936 и до выхода на пенсию работал на различных инженерно-технических должностях в системе «Куйбышевэнерго».
Когда же Вы успели?
Вот только наиболее любопытные из рукописных работ Александра Ширманова: «Первичные документы к истории Самары XVII - XVIII веков», «Самарские документы XVIII - начала XIX веков», «Самарцы в Крестьянских войнах 1669 - 1671 и 1773 - 1775 годов», «Новые документы о пугачевцах в Самаре», «Расшифровка дневников самарского городничего И. А. Второва», «Самара и самарцы. Век XIX», «Декабристы в Самаре», «Пушкин и Самара», «Самара революционная», «Самара и Ленин» и многие, многие другие. Эти тетради-рукописи - плод многолетнего труда Ширманова в разных архивах города и Центральном государственном архиве Куйбышева.
«Когда же Вы успевали столько писать? - поражались журналисты. - Ведь по профессии Вы инженер-электротехник».
За Александра Константиновича в большенстве случаев отвечала его жена, Антонина Никифоровна: «После работы до двух-трех утра, а то и вовсе без сна, сидит сутками в архивах... Долго мужа считали чудаком, выбравшим себе неблагонадежное хобби». Но потом стали пользоваться его ценнейшими книгами, его тетрадями-рукописями. Стали приглашать читать лекции для школьников и студентов, выступать на конференциях в областные библиотеку и музей...
Что искал в Самаре Пушкин?
Ширманов являлся членом различных краеведческих общественных объединений города, в частности членом историко-краеведческой секции при областном музее краеведения и участником «краеведческих четвергов» в Куйбышевской областной библиотеке. Публиковался в областной печати и научных «Краеведческих записках» в 1971 и 1976 годах (статьи «Из истории оборонительных сооружений города Самары в XVI - XVIII веках»; «О двух рисунках города Самары в изданиях путешествий Олеария»; «Самарцы в Крестьянских войнах 1669 - 1671 и 1773 - 1775 годов»; «Самара и декабристы»).
Весомым вкладом в куйбышевское историческое краеведение нужно считать работу Александра Константиновича Ширманова по изучению и расшифровке уникальных дневников уездного судьи, самарского городничего, литератора, известного передового общественного деятеля начала XIX века Ивана Алексеевича Второва. На эту работу у краеведа ушло более девяти лет. Помимо этого он нашел характеристику самарского городничего, данную самым первым биографом И. А. Второва - М. Ф. Де-Пуле. Ширманов включил в научный оборот массу исторических документов, например, «Дело над бывшим в городе Самаре в правлении комендантской должностью капитаном Балахонцевым, 22 января 1774 года», «Показания священнослужителей и бургомистра Халявина о сдаче города Самары пугачевскому атаману Илье Арапову, 1774 год» (показания снимал будущий знаменитый поэт Гавриил Державин), как талантливый инженер, Александр Константинович Ширманов на основе архивных документов провел детальные расчеты по структуре, площади и расположению самарской крепости и земляных валов, один из первых поднял тему «самарских» декабристов, включил в оборот записки самарского губернатора Арцимовича со сведениями о посещении самарского архива осенью 1833 года Пушкиным во время сбора материалов для романа «Капитанская дочка...
Схема крепости и рисунок А. К. Ширманова:
«Ревизоров» было два
Краевед Ширманов был известен в Куйбышеве и как библиофил. Александр Константинович начал собирать старинные книги еще с юности, с подарка отца - одного из номеров журнала «Современник», издававшегося Пушкиным. В его библиотеке можно было найти и одну из первых печатных книг «Азбуку» Ивана Федорова (прижизненное издание) и знаменитую «Арифметику» Леонтия Магницкого (1702 года), и первый том «Русской энциклопедии», изданной при Екатерине II в 1791 году. Более всего Ширманов гордился загадочной тогда книгой «Настоящий ревизор, комедия в 3 днях или 3 действиях». Это было продолжение «Ревизора» Гоголя, но автор долгое время был неизвестен. Александр Константинович смог установить, что комедию создал придворный писатель князь Цицианов по личному приказу Николая I. Со стороны царя это было попыткой приглушить острый общественный резонанс гоголевской комедии. В продолжении «Ревизора» князь Цицианов представил Хлестакова прикомандированным для перевоспитания к настоящему ревизору и статскому советнику. В коллекции Ширманова был и уникальный «Новый завет», принадлежавший на протяжении 150 лет семье дворян Брянчаниновых и переданный губернатором Александром Семеновичем Брянчаниновым приходу Троицкой церкви в городе Самаре с благодарственной надписью на форзаце настоятеля храма. Интересно, что этот бесценный фолиант был куплен библиофилом за три рубля на барахолке в 1930-х годах.
***
Дом на Ленинградской улице, где жил Ширманов, после визита к нему казался похожим на сказочный замок. А в нем - добрый и мудрый волшебник: старичок в ермолке и очках, иногда спадающих на нос. Он никогда не смог разучиться удивляться и удивлять других своими глубокими знаниями и энергией в их распространении. Он был моложе многих молодых и его яркий жизненный путь до сих пор остается отличным примером для любого настоящего человека и самарца по призванию.
Попов П. История по Ширманову. //Газета КЭС, 2012, май, № 5. С. 9.