Последний квадрат Малевича

Jul 31, 2012 17:18




В 1993 году в самарское отделение Инкомбанка обратились дальние родственники Казимира Малевича с предложением купить у них несколько картин знаменитого художника.


Управляющий самарским филиалом Игорь Романович Лейко позвонил в Москву в дирекцию московских международных ярмарок АРТ-МИФ с просьбой прислать специалиста для предварительной экспертизы. В Самару выехал искусствовед Георгий Никич, вот что он рассказал о необычной сделке.

При встрече руководитель самарского отделения банка сказал: "Мы договорились с этим парнем. Он должен был принести "Черный квадрат" вчера, но принесет сегодня, буквально через час". Часа через полтора-два и вправду появился молодой человек лет двадцати с небольшим, в спортивном костюме, кепочке и с большой спортивной сумкой. Свое опоздание он объяснил тем, что хотел купить какую-то леску и по дороге зашел в универмаг. После чего расстегнул молнию сумки и вытащил завернутый в тряпочку "Черный квадрат". Почему-то всем сразу стало понятно, что вещь подлинная - от нее исходила какая-то специфическая энергия. Мы изо всех сил старались сдержать эмоции. Ведь мы представляли сторону покупателя. Господин Лейко, который сразу все понял, сумел убедить парня оставить работу на хранение в Инкомбанке. Уезжая, мы рекомендовали отправить "Квадрат" на экспертизу в Третьяковскую галерею. Через день после нашего возвращения в Москву снова позвонил господин Лейко и сообщил, что картиной уже интересовались. В банк пришли какие-то люди и сказали: "Тут вам один парень приносил "Черный квадрат", он просил нас его забрать". Конечно, никто им ничего не отдал.

В следующий раз мы приехали в Самару через несколько месяцев. Процедура покупки "Черного квадрата" уже состоялась. Кажется, ее оформили как беспроцентную ссуду в размере 250 000 долларов. Кроме "Квадрата", родственники предложили банку еще две поздние живописные работы Малевича, которые были куплены за очень небольшие деньги - что-то около 10 000 долларов. Во время второго визита в Самару мы встретились с матерью молодого человека. По ее словам, она хотела избавиться от всего, что было так или иначе связано с именем Малевича. Ей казалось, что из-за него над семьей тяготеет какое-то проклятье. Оказывается, после того, как сын вышел из здания банка, оставив там картину, он исчез на четыре дня, а потом появился в ужасном состоянии и четыре месяца провел в больнице. Печальная история с сыном была лишь звеном в цепи драматических событий.

За несколько лет до обращения в банк дама получила все эти вещи от других, ныне покойных, членов семьи, которых незадолго до смерти обрабатывали некие дилеры. В результате часть работ, в том числе несколько графических листов, были увезены в Швейцарию. Наша собеседница подтвердила слухи о том, что предыдущие владельцы "Черного квадрата" хранили его на дне ящика с картошкой. Вступив в права владения и понимая опасность ситуации, она просила своего знакомого, сотрудника самарских органов госбезопасности, взять картину на хранение. Несколько месяцев "Квадрат" провел в оружейном сейфе рядом с пистолетами и автоматами. Более того, когда владелица пыталась забрать произведение из конторы в отсутствие своего приятеля, ей его не отдали, поскольку даже туда за картиной приходили какие-то люди. Картину вроде бы даже уже повезли на вокзал, но друг из органов успел ее перехватить и передать обратно в семью. В разгар этих событий наследники решили обратиться в Инкомбанк, поскольку знали, что он собирает коллекцию, и вообще, учреждение надежное.

Вполне возможно, что дама выдумала историю с похищением сына, но выглядело все правдоподобно, и сама она производила впечатление испуганного и растерянного человека. Кроме того, она вовсе не настаивала на каких-то астрономических суммах. Лишь бы все поскорее закончилось. В последний раз мы посетили даму у нее дома, после чего коллекция банка пополнилась чудесным графическим листом Малевича "Жницы". А еще нам вынесли какую-то сломанную гипсовую модель, коробку с гипсовыми же модулями, похожими на человечков с картин Малевича, и папку с документами и фотопластинками, в которой находился подлинник завещания Малевича 1932 года. В завещании художник просил правительство установить ему после смерти памятник на Ленинских горах. Разломанный на две части гипс и был моделью этого памятника. Документы и фотоматериалы мы отдали в Третьяковку на исследование. Все перечисленное выше (включая графический лист) родственники передали Инкомбанку безвозмездно. После этого в их доме от Малевича не осталось ничего.

В 1995 году "Черный квадрат" поехал в Бонн на знаменитую выставку "Европа - Европа". Именно тогда была обнародована страховая цена вещи - 3 миллиона марок. Для картины изготовили специальный кейс: черный, почти квадратный, со специальным ложем под размер картины. Когда это все фотографировалось, охранники, открыв уйму замков, впервые увидели то, что они столь тщательно оберегали, то, что считалось жемчужиной банковской коллекции. Охранники с трудом сдержались, чтобы не выругаться, - содержимое кейса их явно разочаровало.
("Итоги", 1999, №28)

На обороте инкомбанковской картины стоит дата - 1913 год, но сделана она позже, как и сама картина. Как считают специалисты, этот "Черный квадрат" мог быть написан в 1932 году. Неистовый Казимир в последние годы жизни ставил на свежие картины даты, не соответствующие времени написания. Например, на картину начала тридцатых годов мог поставить дату, на 20 лет более раннюю.

После разорения Инкомбанка в 1998 г. картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. В 2002 г. по договорённости с правительством России "Черный квадрат" был снят с открытых торгов и за 1 миллион долларов был приобретён бизнесменом Владимиром Потаниным, с целью передачи его на постоянное хранение в Эрмитаж.



Дочь Малевича Уна и вдова Наталья Андреевна у могилы художника в Немчиновке.
Фото из издания: Казимир Малевич. 1878-1935 <Каталог выставки, Ленинград - Москва - Амстердам. 1988-1989>

Существует легенда о том, что именно самарский "Черный квадрат" несли перед гробом художника в Ленинграде. Потом эта картина некоторое время стояла у могилы Малевича в подмосковной Немчиновке.

Казимир Малевич, спроектировавший, как известно, собственный супрематический гроб (который по его эскизу сделал его ученик Николай Суетин) замыслил себе погребение, достойное основателя даже не нового направления в искусстве, но нового учения - "Черный квадрат" был помещен у изголовья гроба, как икона (а затем тот же Суетин создал Малевичу надгробный памятник в виде черного квадрата).

Но замысел Малевича все же воплотился не полностью. Художник, вроде бы, придумал гроб крестообразной формы, в котором он должен был покоиться с распростертыми руками, в белой рубашке, черных брюках и красной обуви. Но Суетин отказался от столь откровенно отсылающей к христианской иконографии формы, сгладив очертания креста в супрематическом саркофаге.

В настоящее время известны четыре живописных "Черных квадрата" и множество - графических. При этом нельзя на все 100 % исключать, что где - то ещё остаются неопознанными и неизвестными и другие.

Первый (самый, конечно, знаменитый) - был выполнен Малевичем в 1915 - ом году и впервые показан в Петрограде на выставке "О,10" (нуль - десять). Сегодня эта картина в плохом состоянии, она перегружена, то есть, написана поверх другой композиции. Кроме того, она не покрыта верхним (защитным) слоем лака. В результате этого почти сразу же на «Чёрном квадрате» появились кракелюры - трещины красочного слоя. И хотя реставраторы периодически укрепляют красочный слой и сам холст, ничего с этими кракелюрами поделать уже нельзя, они расширяются. Очень может быть, что лет через пятьдесят главный "Черный квадрат" вообще погибнет.

Второй "Черный квадрат" был написан в 1923 - ем году для Международной выставки в Венеции учениками Малевича, но подписан самим художником.

Третий - авторская копия первого квадрата, был сделан к персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее в 1929 - ом году. Из-за плохого состояния первого полотна Малевича попросили о повторении "Квадрата". Малевич возражал, но всё же решил сделать для Третьяковки ещё один экземпляр.

Четвёртый - Самарский.





Помимо "черных" квадратов Малевич, в соответствии со своим утверждением об эволюции супрематизма, сделал несколько цветных и белых квадратов. Из них нам известны два "Красных квадрата" - в собрании ГРМ и в бывшем собрании Н.И. Харджиева и один "белый квадрат" ("Супрематическая композиция" - "Белое на белом") в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке. Таким образом, в наследии Малевича насчитывается семь живописных квадратов.

Previous post Next post
Up