В 19 веке город-курорт Самара славился кумысолечебницами и Сергиевскими минеральными водами, но был и ещё один источник здоровья, заставляющий страждущих ехать в наши края не только со всей странны, но и из Европы. В селе Виловатое Бузулукскго уезда жил крестьянин Фёдор Кузьмич Муховников (по другим данным его фамилия Муховиков) более известный как знахарь Кузьмич.
В 1870-х годах стал распространяться слух, что Кузьмич даёт отвар какой-то травы страдающим от ревматизма и хронического расстройства пищеварения, что лечение его чрезвычайно успешно. Слава знахаря распространялась с каждым днём. К нему стали обращаться не только крестьяне, но и окрестные помещики и купечество из г. Бузулука. Все больные оставались довольны результатами лечения и многие свидетельствовали о поразительно благотворном действии кузьмичёвского средства в таких закоренелых болезнях, против которых оказались бессильными многочисленные аптекарские микстуры.
Фёдор Кузьмич, неграмотный крестьянин, в то время ни с кого не брал денег за лечение, зато многим и отказывал, говоря прямо: «Моё лекарство тебе не поможет; лечись у докторов!»
После открытия Оренбургской железной дороги, прошедшей в 5ти верстах от с. Виловатаго, известность Кузьмича стала быстро распространяться за пределы Самарской губернии. К нему поехали больные со всех сторон Росси, а в начале 80-х годов у него нередко бывали иностранные пациенты-французы, немцы и даже англичане (От одного англичанина Кузьмич получил пожизненную пенсию в 300 руб. ежегодно). Из одной Самары к Кузьмичу в год приезжало больных более 10 000 человек.
Такая широкая известность и обширная практика не могли не повлиять на характер Кузьмича. Для удовлетворения громадной потребности в лекарстве, ему пришлось делать значительные денежные затраты на сбор достаточного количества травы, которую ему привозили из окрестностей Уральска.
Чтобы покрыть свои расходы, он перестал стесняться в приёме вознаграждения от больных и уже с удовольствием подбирал оставленные на столе свёрточки кредиток и с очевидной радостью распечатывал денежные письма, получаемые с каждой приходящей почтой.
Жадность и убеждённость в обладании универсальным средством от всевозможных болезней (кроме сифилиса) привели к тому, что Кузьмич стал врачевать буквально все болезни. Всем без разбора он давал четвертные бутылки одного и того же отвара, но приготовленного уже наскоро и сильно разбавленного водой.
Как бы то ни было, далеко распространившаяся известность Кузьмича помогла сколотить ему капитал около 100 000 рублей - а такому обеспечению могли позавидовать многие из уважаемых докторов.
Нашлось много желающих разгадать кузьмичёвскую тайну. Некоторые из них поселились на лето в Виловатом и шаг за шагом выслеживали знахаря. Соглядатайство это до крайности надоело Кузьмичу, так что он, наконец, придумал манёвр, который сразу избавил его от назойливых наблюдателей.
Однажды утром между дачниками с. Виловатого разнёсся слух, что сыновья Кузьмича, крадучись, через гумна, огороды и задние ворота, притащили целые вороха какой-то травы с ярко-красными цветами, во дворе, под навесом, повязали её в пучки и унесли в избу. Похитить её не представляло труда. Трава раскрадывалась наперебой, развозилась по всей России и после испытаний оказалась самой обыкновенной травой, не имеющею никаких целебных свойств.
Так что же за трава принесла Кузьмичу славу и деньги?
Секрет Кузьмича разгадал самарский аптекарь Н. Партанский. Весь мир узнал, что Кузьмич лечил настоем травы, известной в науке под именем хвойника или эфедры. Ещё одно современное название хвойника - «кузьмичова трава».
Так самарский крестьянин Кузьмич увековечил своё имя, а Самара стала родиной известного лекарства - эфедрина.
Слава Кузьмичёвой травы была огромна, даже в начале прошлого века самарские рекламисты умудрялись продавать флакон настоя за 3 рубля, когда она в аптеках стоила 10 копеек.
Кстати, легендарный Диего Армандо Марадона в 1994 году был отлучён от футбола именно за употребление эфедрина.
Демьянов Г.П. «Иллюстрированный путеводитель по Волге от Твери до Астрахани» 1898 г
Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1890 год