Где-то прочла (надо поискать где), что Самара характеризуется четырьмя направлениями.
1. Самара ??? (не помню)
2. Самара железнодорожная.
3. Самара речная.
4. Самара авиационная.
Лично я тесно связана с железной дорогой. Поэтому, ко дню железнодорожника делала выборку.
Летом делилась в самара.ру и на страничке своего дневника.
Город Самара является столицей Куйбышевской железной дороги, которая проходит через пензенские, ульяновские земли, Мордовию, Татарию, Башкирию - Пенза, Саранск, Ульяновск, Набережные Челны, Сызрань, Октябрьск, Кинель, Уфа - всё это наша дорога.
Современная Комсомольская площадь изначально называлась Успенской и находилась за городом, который заканчивался на улице Полевой (Агибалова), перед православным кладбищем. В годы управления Самарской губернией губернатором Бильбасовым Петром Алексеевичем (1875-1878 гг.) был построен железнодорожный вокзал. Площадь переименовали в Вокзальную. В 1912 году её опять переименовали, в честь Николая-II, который провёл смотр войск на Вокзальной площади в 1904 г., остановившись в Самаре по пути на Дальний Восток через Оренбуржскую ж.д. Мало того, на площади, в четь Николая, планировалось строительство часовни Николая Чудотворца. Но в тревожное время «добро» на строительство получено не было, тем более, что в Запанском посёлке недавно была построена Михайло-Архангельскаю церковь, (которая, кстати, интересна тем, что первый (зимний) этаж у неё - подземный. Обычно двухярусные храмы так не строят). В 1917 г. в Самаре установилась власть большевиков, и о строительстве часовни больше не вспоминалось.
В честь известных деятелей, которые прямо или косвенно относились к железной дороге, в городе названо несколько улиц. Это наши земляки, либо люди имеющие отношение к Самаре.
1. Улица Елизарова. Его имя носят 2 улицы - в Кировском районе (бывшая Тихоокеанская) и в пос. Шмидта (2-ой запанской переулок), а также институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне СамГУПС).
Марк Тимофеевич Елизаров родился в деревне Бестужевке Самарской губернии в крестьянской семье. Активно участвовал в революционном движении. Член РСДРП с 1893 г. После революции возглавлял Народный комиссариат путей сообщения. В январе 1919 был назначен членом коллегии Народного комиссариата торговли и промышленности, но в марте того же года умер от сыпного тифа. Под псевдонимом «Скорпион» сотрудничал в газете «Сызрань», «Сызранское утро» и «Самарская Лука». Он не был профессиональным революционером, но являлся членом семьи Ульяновых - жена Анна Ильинична, поэтому его биографии старались придать «революционность». Из него пытались сделать большевика с дореволюционным стажем, «твердого искровца», рассматривая его жизнь в отрыве от повседневной деятельности и конкретно-исторической обстановки. Однако, он не стремился к революционному переустройству общества. Похоронен в семейном некрополе Ульяновых на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.
2. Улица Волгина - бывшая Массальская.
Волгин Владимир Михайлович инженер-строитель. Лауреат премии Совета Министров СССР родился на ст. Ковылкино в Мордовии и работал простым рабочим в службе пути на Московско-Казанской ж.д. Окончил Горьковский строительный институт. Переехал в Самару, где трудился управляющим трестом N 11 и директором института "Промстройпроект". Принимал участие в застройке послевоенной Безымянки - Победы, Свободы, физкультурной, Ново-Вокзальной, Калинина, Кировского шоссе, строительстве заводов "Прогресс", им. Фрунзе, корпуса для сборки первых самолетов Ту-104 авиационного завода. Под его руководством начата застройка первых микрорайонов города - ДОСААФ и "Черновские сады". Похоронен в Самаре.
3. Улица Галактионовская - бывшая Троицкая.
Галактионов Алексей Петрович - Председатель Самарского губисполкома совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в 1917-1920 г.г. После первого ареста в 17 лет, работал в Ташкенте слесарем в железнодорожных мастерских.
4. Улица Буянова - бывшая Сенная.
Буянов Александр Арсеньевич - революционер. Работал слесарем в железнодорожных мастерских. Его имя носит техникум железнодорожного транспорта.
5. Зубчаниновское шоссе.
Зубчанинов Евгений Андреевич. Основатель посёлка Зубчаниновка. Окончил Петербургский Университет Путей Сообщения. Инженер-путеец работал в Иркутске. Прожил в Самаре 30 лет с 1905 года. Занимал должность заместителя начальника Управления Самаро-Златоустовской ж.д. В 1908 г. в 20-и км восточнее Самары началась застройка железнодорожного посёлка. Ему по жребию достался надел с овражком, а кругом голая степь, только колышки с номерами. Вскоре построены 50 домов. По настоянию Зубчанинова открыт клуб, общественная библиотека, которая по сей день носит его имя, и детский сад. В посёлке даже выходила еженедельная газета, редактором которой был Зубчанинов. В 1918 г. за отказ освободить железнодорожные пути для белочехов он был брошен в «поезд смерти». Чудом удалось бежать. В страшном 1921 голодном году запасов у Зубчаниновых никаких не было. Пришлось продать свой дом за мешок муки, а самим уйти на квартиру. Похоронен Евгений Андреевич в Самаре на старом кладбище около Цыганского базара. Место могилы неизвестно.
6. Посёлок им.Кузнецова - бывший Новомещанский (1916 г.), Закладбищенский (1925 г.), Железнодорожный (1929 г.).
Кузнецов Александр Дмитриевич - революционер - слесарь вагонного депо станции Самара. С 1904 г. член РСДРП. В годы 1-ой русской революции, его квартира в Запанском, являлась штабом парторганизации железнодорожников. Кузнецов сформировал агитационный «пролетарский поезд» от Самары до Уфы, на каждой станции созывающий гудком рабочих на митинги.
7. Улица Силина - бывшая Пятигорская.
Силин Александр Филиппович с 1918 г. работал председателем ревкома Московско-Виндавско-Рыбинской ж.д. В 1918-1919 г. - командир и военком полка по охране железной дороги. С 1920 г. назначен особо-уполномоченным Совета Труда и Обороны «для руководства всеми операциями по экстренной вывозке дров из района Самаро-Златоустовской ж.д.». Дзержинский назначил Силина начальником дорожно-транспортной чрезвычайной комиссии (ДТЧК) трёх железных дорог: Самаро-Златоуствской, Троицкой, Волго-Бугульминской. Уделял большое внимание борьбе с беспризорностью детей. На железнодорожных станциях собирал голодных, оборванных ребятишек. Организовал в Самаре железнодорожный детом № 1. Погиб в бою с бандитами-сарафанкиновцами, которые действовали по линии железной дороги. Похоронен в Самаре в скверике на пл.Чапаева (бывшей Театральной).
8. Улица Сорокина - бывшая Канатная.
Сорокин Михаил Яковлевич - сын железнодорожника со станции Абдулино. С 1934 г. - прораб на строительстве Сажерез (Самарский ж.д. ремонтный завод - позже 9 ГПЗ). В 1941 г. работал старшим инженером по строительству паровозной службы. Погиб на фронте в 1943 г. Герой Советского Союза.
9. Улица Щорса - в Зубчаниновке.
Щорс Николай Александрович. Герой войны. Родился в семье железнодорожного машиниста. В 1909 г. с похвальной грамотой закончил железнодорожную школу. В 1918 г. создаёт партизанский отряд из рабочих-железнодорожников. На Волге Щорс был недолго и об этом имеются очень скудные сведения. Погиб в 1919 г. в бою под Коростенем. 12.09.1919 г. его останки захоронены в Самаре на старом кладбище, позже был перезахоранён на городском кладбище - 10.09.1949 г., где был установлен обелиск. Имя Щёрса носит детский парк около ж.д. вокзала.
10. Улица Ярославская - в Запанском.
Ярославский Емельян Михайлович родился в Чите. В 20 лет организовал социал-демократический кружок на Забайкальской ж.д. В Самаре жил в первые годы войны - партийный деятель, публицист, академик АН СССР.
11. Улица Братьев Коростылёвых - бывшая Уральская.
Коростылёвы Александр Алексеевич и Георгий Алексеевич - революционеры. В 1904 г. организовали забастовку рабочих депо узловой станции Кинель.
12. Калинин Михаил Иванович неоднократно выступал на митингах Главных железнодорожных мастерских. Улица Калинина - бывшая 10-я линия.
13. Скляренко Алексей Павлович револючионер-народник, которого особо любили рабочие-железнодорожники. Улица Скляренко - бывшая ракетная.
Продолжайте! :-)