Nokia: конец эпохи и новая глава истории
Финская компания Nokia объявила о продаже своего подразделения, специализирующегося на разработке, производстве и продаже мобильных телефонов и прочих мобильных устройств, корпорации Microsoft. За все "реальные" активы Microsoft заплатит 3,79 млрд евро, а за свободный доступ к патентной базе Nokia (в течение 10 лет Microsoft сможет использовать все запатентованные ранее Nokia технологии) - еще 1,65 млрд евро. В общей сложности Nokia получит 5,44 млрд евро, причем...
Читать далее > РБК. Потребрынок Вы можете не меняться. Выживание не является вашей обязанностью. Э.Деминг
Итак, главное событие этой недели уже произошло! Как многие и предсказывали, компания Microsoft купила бизнес компании Nokia по производству телефонов и смартфонов. Причем, покупка была осуществлена за 5,44 миллиарда евро, что уже названо "шок-ценой"! В собственность Microsoft перешло патентов больше, чем получил Google, ранее купив мобильное подразделение Motorola, заплатив, причём, большие деньги за примерно 17000 патентов. В 2007 году капитализация Nokia была 110 млрд. евро, в 2009-м ― 44 млрд. евро. Для сравнения, капитализация Boeing в 2006 году была около 59 млрд. долларов. Так на наших глазах примерно за 6 лет глобальная мировая компания превратилась в одно из подразделений софтверной компании. Сейчас я назову произошедшее капитуляцией, хотя ещё в марте этого года писал про деградацию, смотрите мою статью "
Деградация лидера". На мой взгляд, менеджмент Nokia упустил удобные моменты для начала преобразований в компании. Приведу ещё один аргумент.
Мной был найден один интересный график ― график получения прибыли основными вендорами телефонов и смартфонов с 2007 по начало 2012 года. Да, менеджментом Nokia был не понят iPhone в 2006-2007 годах, но падение собственной прибыли и рост прибыли компании Apple в 4-м квартале 2008 года заметить было уже просто невозможно. Однако и в этот момент ничего не было предпринято для исправления ситуации. Когда в конце 2010 года компанию возглавил С. Элоп, то битва с Apple за потребителя была уже проиграна, рынок рос в деньгах, а прибыль Nokia падала. Фактически, судьба компании уже была предрешена, и Microsoft стали нужны наработки, чтобы сделать хорошее оборудование под свою мобильную операционную систему. Этот кейс ещё войдет в учебные программы бизнес-школ, и смыслом его, в том числе, будет уяcнение следующего алгоритма принятия решения об инициации изменений:
- Узнать, что произошло.
- Понять, что произошло.
- Среагировать на то, что произошло.
Это простые действия, это ― не заумная стратегия с массой графиков, трендов, трудов консультантов. Не надо было ничего предвидеть. Надо просто держать руку на пульсе и менятся согласно складывающимся обстоятельствам каким бы ты крутым в данный момент не был. Однако часто простые вещи оказываются самыми трудными к исполнению. Очень бы хотелось, чтобы урок Nokia был правильно понят и учтен на будущее.