Виноват опять стрелочник...

Aug 21, 2013 22:32


Российская газета: Ракета "Протон-М" упала из-за ошибки при сборке
Вчера прочитал вот эту статью. Волосы встают дыбом от того, какие байки теперь нам рассказывают. Ну, да: поставили датчики вверх тормашками ― ракета и полетела вверх тормашками. Ещё раньше "Независимая газета" писала в своём блоге: "Анализируем горелые обломки с "Протона". Нас точно за дураков держат!" Добавлю и я свои пять копеек.

Для начала скажу, что я работал в ГКНПЦ им. Хруничева с августа 1996-го по апрель 2000 года инженером. Сначала в отделе САПР, затем в "Хруничев-телеком". Было много ерунды, однако были и интересные инженерные задачи, т.е. я понимаю о чем пишу. Начну с самого трудоустройства. При моём трудоустройстве с меня потребовали справку о том, что я не состою на учете в местном психдиспансере. Пришлось узнавать, где он находится, ехать туда, говорить с психиатром. Помню, я приехал к завершению рабочего дня, похоже у него за целый день никого не было, и он так живо заинтересовался моей персоной, и только после получения всех ответов на свои вопросы, выдал справку. Говорят, спустя некоторое время требовать справку от психиатра перестали, однако уверен, что у психов нет шансов попасть на работу на это предприятие. И если датчик имеет "защиту от дурака" и, чтобы поставить его по другому, нужно вогнать его на место кувалдой, а потом ещё провода завязать узлом, то такое будет делать только безнадежный псих. Даже если ему при инструктаже при допуске к работам не сказали о том, что в затруднительных случаях надо обращаться к мастеру. Кстати, я бы заставил правительственную комиссии саму провести "следственный эксперимент" по установке датчика "вверх тормашками"! Интересно, с какой бы попытки им удалось бы хоть как то зафиксировать устройство в этом положении?

Далее по кувалде. Я сильно сомневаюсь в том, что в сборочном цехе, где собирают ракеты "Протон" есть вообще кувалды. Если кто-то знает, что они есть, то прошу показать документы с описанием технологических процессов, в которых предусмотрены операции, выполняемые кувалдой. Я был в этом сборочном цехе на экскурсии. Везде чисто, опрятно, сотрудники в белых халатах работают. В этом цехе периодически проводят экскурсии для высоких иностранных гостей. Так, например, в то время этот цех посетил вице-президент США Альберт Гор. Представляете себе картину маслом: идет по цеху американский вице-президент в сопровождении своих и наших дипломатов, чиновников, самого разного руководства, а тут перед ним псих загоняет в паз датчик кувалдой. По впечатлениям это точно было бы сильнее "Фауста" Гёте после которого Россия бы уже никогда бы не увидела бы ни одного контракта на запуск спутников. Это образцовое место, гордость страны, такого бы никогда не могло случиться. Через проходную пронести кувалду тоже маловероятно. Это не отвертка, охрана такой предмет заметит, остановит и начнёт вопросы задавать. Скажите, откуда взялась кувалда?

По датчикам. Где вы видели датчики, которые подают команды? Датчики обычно снимают покзания, а потом передают её через интерфейсы дальше. Через интерфейсы или по шине. Это называется "принцип модульности". Команды может подавать процессор, сопроцессор, вычислитель. И это разные устройства. В ещё одной статье, говорится о том, что это и не датчики угловой скорости вовсе, а гироскопические стабилизаторы. Причем, я точно знаю, что ни один датчик не может снимать всю информацию без потерь. Всегда при его работе будут выпадать некоторые значения. Лично это знаю, т.к. лично проводил тестовые испытания промышленного магнитофона для записи телеметрии ― потока данных с датчиков. При открытии файла с данными всегда обнаруживаются строчки с пробелами. Проблема решается искусственной подстановкой выпавших данных путем математических расчетов, например, с помощью методов линейной интерполяции, но эту обработку выполняет уже специальная сторонняя программа. И как простой датчик, собирающий первоначальные данные, да ещё с возможными пробелами может давать управляющие команды ракете?

И в завершении невозможно не сказать о рядовом исполнителе, ударившемся в бега. Жалко парня! Он оказался не в том месте, не в то время. Обвинение в причинении ущерба в 4,4 млрд. рублей ― серьёзное обвинение. А система никогда виноватой быть не может, и в её оправдание не стесняются приводить самые нелепейшие доводы. И даже такая мощная обратная связь, как катастрофа семисоттонной ракеты уже становится ненужной. Зачем? Виноватым будет стрелочник. Однако, этим система сама себе роет могилу, т.к. причины, приведшие к катастрофе никуда не денутся, а любой из оставшихся сотрудников четко понимает, что следующим крайним будет он. И в этих условиях самый лучший выход для него ― пока не поздно бежать куда подальше. Я уже боюсь, что система вообще уже не может поддаваться реформированию... Вот это было бы самым худшим исходом для всех...

космическая промышленность, система, Протон-М, менеджмент

Previous post Next post
Up