Этическая арифметика. Дополнительные материалы.

Jun 05, 2022 11:36

По наводке sanitareugen.

Краткая выжимка из эссе "Simulacra Levels and their Interactions". [Понимающим английский крайне рекомендую зайти. Там все уровни, подуровни и комбинации. - прим. я]

_____
https://stas.dreamwidth.org/1349096.html

Четыре уровня коммуникации:

Уровень 1
"Лошади едят овёс" - означает, что я утверждаю, что лошади питаются овсом, и высказывают утверждение о некотором факте окружающей действительности.

Уровень 2
"Лошади едят овёс" - на этом уровне это высказывание означает, что я хочу, например, чтобы вы купили у меня овса, и я знаю, что у вас есть лошадь. Т.е. цель высказывания - стимулирование неких реакций или действий со стороны адресата. При этом, разумеется, если я продаю не овёс, а гвозди, то я могу сказать "лошади едят гвозди", и если вы купите гвоздей, то цель коммуникации достигнута.
Т.е. цель коммуникации - манипуляция.

Уровень 3
"Лошади едят овёс" - на этом уровне это высказывание означает, что я хочу обозначить принадлежность к группе экспертов, много знающих о сельском хозяйстве, и имеющих авторитет в этом вопросе, и желаю, чтобы аудитория воспринимала меня в качестве такого эксперта.
Цель коммуникации - демонстрация групповой принадлежности/лояльности.

Уровень 4
"Лошади едят овёс" - на этом уровне означает, что мне кажется, что в обществе сейчас популярны люди, которые упоминают в речи такие риторические фигуры, и сейчас настало время щегольнуть подобной фигурой, дабы все восхитились. Альтернативно, возможно, я считаю, что сейчас модно обсуждать темы, затрагивающие сельское хозяйство и простую, деревенскую жизнь, и желаю, чтобы все убедились, что я не отстаю от моды.
Цель коммуникации - продвижение собственных интересов/власти/влияния.

Заметим, что если на уровнях 1 и 2 имеет значение, едят ли лошади овёс, и вообще что такое "лошади" и существуют ли они в природе - то на уровнях 3 и 4 это совершенно неважно. На этих уровнях разговор может идти о чём угодно, и номинальная тема будет лишь антуражем.



Так вот, многие по умолчанию предполагают, что большинство коммуникаций происходит на 1м и иногда-иногда на 2м уровне. Но это далеко не всегда так. Пресса практически полностью оставила 1й уровень, и коммуницирует в основном на 2м, если есть какая-то конкретная задача, или на 4м, если это абстрактная "аналитика". "Эксперты", ясно дело, живут на 3м уровне, там их дом. Иногда они спускаются на 2й, когда партия выдаёт им соответствующее задание. Политики практически все живут на 4м - рептилоиды буквально все, для них остальных уровней просто нет, из остальных большинство, хотя некоторые коммуникации могут опускаться до 2го, если того потребует тактическая ситуация. А вот свита политиков живёт в основном на 3м. Все модные поветрия типа CRT - как правило, тоже на 4-м, покрытые тонким слоем 3-го, т.к. за это платят. На 2й они спускаются тоже изредка, чтобы продвинуть какой-то кампейн по захвату территории (буквальной или административной) или уничтожению врага. Реклама, кстати, про которую почему-то думают, что это коммуникация 2-го уровня, уже лет 100 как им быть перестала. Раньше была 3м уровнем, маскирующимся под 2й, а теперь практически вся ушла на 4й. Ну и т.п., можно много чего проанализировать.

Для чего полезен этот фреймворк? В основном для того, чтобы понимать, в чём цель коммуникаций. Т.е. если политик говорит нечто, то люди склонны воспринимать это, как коммуникацию 1го уровня, и реагировать так. На самом деле политики на этом уровне почти никогда не коммуницируют - поэтому обсуждать, что "бидон сказал неправду" - нет, конечно можно, но не очень осмысленно. Т.е. да, он постоянно говорит неправду, но это не потому, что он ошибается. И чаще всего даже не потому, что пытается нас обмануть (2й уровень). А потому, что либо такова линия партии (3), либо потому, что (по его мнению) такое высказывание в такой момент позволит ему дольше и прочнее удерживать власть (4).

Это, кстати, также позволяет понять, почему, например, судья Сотомайор высказывает заведомо ложные фактические утверждения - это коммуникация 3го уровня, значащая "я своя, я не подведу, я знаю, в чём состоит долг партийца!".

____

https://bookmatejournal.livejournal.com/136553.html

Что читают Илон Маск, Марк Цукерберг и Нил Гейман? Рассказываем про книги Иэна Бэнкса

...
Хиппи-коммунисты с гипероружием

Большинство произведений Бэнкса входят в цикл о так называемой Культуре. Это космическая цивилизация, которая выглядит как анархо-коммунистическая утопия. В ней нет правительства и денег, она избавлена от нищеты, голода и преступлений. Ее жители обитают на огромных звездолетах и мини-мирах в виде колец. Каждым таким поселением управляют Разумы, продвинутые искусственные интеллекты. Они контролируют жизнь людей и следят за тем, чтобы все граждане Культуры были довольны и счастливы. К своему всесилию Разумы подходят с юмором и дают себе довольно ироничные имена: «Пристрелим их позже», «Мудрость в молчании», «Без дела не беспокоить» и другие.

Благодаря изобретательности Разумов эта цивилизация достигла состояния, в котором нет угнетения и неравенства. В Культуре никто и ничто не эксплуатируется, а ее граждане работают только по собственному желанию или посвящают жизнь спокойному созерцанию. Они могут модифицировать свои тела, менять внешность и пол, даже полностью отказаться от него. Любой может предложить голосование по какому-либо вопросу, и все граждане участвуют в нем через информационную сеть. Сам Бэнкс описал придуманную им утопию так:

«Культура - это хиппи-коммунисты с гипероружием и глубоким недоверием к рыночной экономике и жадности».

Бэнкс не скрывал симпатий к Культуре, но его интересовали этические вопросы, связанные с ее существованием. Насколько она имеет право вмешиваться в жизнь других миров, которые не разделяют ее ценностей? Если начнется военное столкновение, какие методы будет использовать эта утопия? Бэнкс показывает, как Культура ради достижения своих целей вызывает внутренние конфликты в стане врага и захватывает чужие ресурсы. И подобное столкновение Культуры с другими цивилизациями Бэнкс показывает в каждом романе цикла. Если они обладали достаточным потенциалом, «хиппи-коммунисты» помогали им развиваться дальше до превращения в такую же утопию.

В романе «Материя» Культура выходит на контакт с феодальной цивилизацией сарлов. Они проживают на искусственной планете, которую много лет назад создали некие высокоразвитые существа. Принц сарлов Фербин вынужден бежать из родного мира. Его отца, короля Хауска, убили заговорщики, и ему тоже угрожает опасность. Фербин отправляется на поиски своей сестры Джан, которая стала одним из агентов Культуры. Он узнает, что его родная планета заинтересовала космическую утопию, желающую стать наставницей сарлов.

Если же другая цивилизация слишком отличалась от Культуры или представляла для нее угрозу, то ее могли уничтожить. В повести «Последнее слово техники» из одноименного сборника Бэнкс описал экспедицию агента Культуры Сма, побывавшей на Земле. Теперь она отчитывается перед одним из Разумов, который занят изучением человечества. Культуре предстоит решить: достойна ли помощи наша система или ее следует разрушить. Сма утверждает, что все-таки стоит вмешаться и попробовать устранить беспорядок, который человечество устроило на планете. В спор с ней вступают другие агенты Культуры, исследующие Землю. Они считают, что цивилизацию уже ничего не спасет - от нее лучше избавиться.

«Нам нужно только уронить черную микродыру в центр планеты. Все очень просто. Все чистенько-аккуратно, никаких вам жутких вульгарных вспышек, а если мы сделаем все правильно, то остальная часть Солнечной системы останется в целости и сохранности… У людей будет время поразмыслить над своими ошибками, а их мир тем временем станет исчезать у них под ногами. В конечном счете у нас останется нечто размером с крупную горошину на той же орбите, что и Земля, и небольшой объем рентгеновского загрязнения от метеоритного материала. Даже Луна сможет остаться на своем месте».

Чтобы заострить этические вопросы Бэнкс ставит в центр сюжета не граждан Культуры, а их врагов - это помогает взглянуть на собственную утопию со стороны. Главным героем романа «Смотри в лицо ветру» стал представитель расы челгрианцев Тибайло Квилан. Он хочет отомстить Культуре за то, что она развязала гражданскую войну на его родной планете. А со стороны Культуры чаще всего в сюжете задействованы участники организации «Особые Обстоятельства». Именно они занимаются манипуляциями, войнами и саботажем в других цивилизациях. Их жизнь точно не похожа на спокойное и расслабленное существование. Как говорит один из наемников в романе «Выбор оружия»:

«Работая в „Особых Обстоятельствах“, вы, как и я, будете знать лишь одно: что за вами стоит огромная, неодолимая сила. Вы, я, нам подобные - это передний край, режущая кромка. Со временем вы почувствуете себя зубом на самой большой пиле галактики».

Книги о Культуре можно назвать развернутым комментарием к знаменитому спору Ивана и Алеши Карамазовых из романа Федора Достоевского. В этом разговоре возникает вопрос: стоит ли всемирная гармония и счастье слезы одного ребенка? В каждом из произведений Бэнкс возвращается к этой дилемме и пытается понять, какую цену придется заплатить за благополучие и покой миллиардов людей в утопии. Культура может быть лучшим из возможных вариантов будущего, но это не означает, что она идеальна.
...

_______
Полезно узнать об актуальных нынче АРХЕТИПАХ, из каких узоров складывается Матрица, захватившая умы и сердца политических.

И приятно узнавать в речах звезд типа Мадонны и даже Стивена Кинга - ТРЕТИЙ уровень коммуникации. "Мы свои!"

Как-то так получается, что все, кто сейчас в публичном пространстве ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ, коммуницируют на третьем уровне.

А Истина-то на первом. Кому она нужна, получается. Без социального одобрения.

В ближайших планах - почитать Иэна М. Бэнкса.

И китайцев про "Три тела". Китайская НФ, намекают, нечто особенное.

___
Этическая арифметика Стивена Кови. Навык 1. (DW)

https://pancha.dreamwidth.org/976409.html

человек, 21, перспективно, книжки, политота

Previous post Next post
Up