Труд и мозг

May 12, 2010 11:56

Можно слышать (например, здесь), что нет разницы между орудиями труда и органами человека (или животного), при помощи которых он воздействует на природу. Но это в корне неверно. Конечно с точки зрения внешнего наблюдателя рука - это некоторая сложносочлененная палка. И принципиальной разницы между рукой и палкой подобранной в лесу нет. Но вот с ( Read more... )

Теоретичное, Умственный труд, Происхождение человека

Leave a comment

Есть ещё одно различие. eldhenn May 12 2010, 08:29:56 UTC
Орудия, инструменты - заменяемы. Их повреждение или утеря менее важны, чем повреждение или утеря органа. И умение пользоваться органами заложено в генах, а использованию инструментов надо обучаться - ещё один пирожок на полку сложности мозга, способность к абстрактному обучению (получению навыков использования чего угодно в каких угодно целях).

Reply

Re: Есть ещё одно различие. vitus_wagner May 12 2010, 09:14:56 UTC
Умению пользоваться своим телом тоже надо обучаться. Человек рождается не умея ходить.

Reply

Вот именно - человек. eldhenn May 12 2010, 09:20:05 UTC
Впрочем, есть мнение, что человек вообще рождается недоразвитым.

Reply

Re: Вот именно - человек. sahonko May 12 2010, 09:44:53 UTC
Скорее не недоразвитым, а с заблокированными и редуцированными некоторыми инстинктивными способностями, чтоб они не мешали "общественному" обучению, программированию. Ведь что мыслить под недоразвитостью? Если недоразвитость по отношению к взрослой особи, то все животные рождаются биологически недоразвитыми, не думаю, что наша недоразвитость сильно выделяется на общем фоне. А вот то, что у нас заблокирована инстинктивная способность ходить на четвереньках, существенно нам облегчет освоение прямохождения. Вот моя реплика на эту тему http://kosilova.livejournal.com/722231.html?thread=15239735#t15239735

Reply

Re: Есть ещё одно различие. sahonko May 12 2010, 09:31:58 UTC
Не знаю, какие сейчас мнения по поводу того, может ли человек научиться ходить без специального обучения в общественной среде?

Reply

Re: Есть ещё одно различие. sahonko May 12 2010, 09:26:02 UTC
Согласен. Я в своей записи пытался акцентировать внимание именно на высоких требованиях орудийной деятельности к ресурсам мозга, не разбираясь пока в том каким образом человек преодолел это препятствие на пути к плноценному освоению трудовой деятельности. Первым и важнейшим способом было появление субъекта обучения - того, кто учит, учителя. Дело в том, что для животных нехарактерна передача индивидуального опыта накопленного в течение жизнедеятельности отдельной особи (конечно если она не закрепится генетически). Животное подавляющую часть своего индивидуального опыта получает в результате самообучения по методу проб и ошибок, условнорефлекторного самопрограммирования. Максимум, что делают родители создают благоприятные условия для такого самообучения (приносят полупридушенную жертву). У высших животных сильно развивается подражание, но все равно - это еще самообучение. При пользовании орудиями сильно увеличивается объем материала, который надо просеять через сито проб и ошибок. На такой объем уже не хватает человеческой жизни. ( ... )

Reply

Re: Есть ещё одно различие. yarikas September 20 2010, 22:05:35 UTC
> Дело в том, что для животных нехарактерна передача индивидуального опыта накопленного в течение жизнедеятельности отдельной особи (конечно если она не закрепится генетически).

Да, нет. Как раз вполне себе обучают и очень даже. Вряд ли вырастет хищник "из пробирки", который без обучения сумеет охотиться.
В этом плане люди отличаются лишь второй сигнальной системой (передачи информации), позволяющей компактизировано передавать опыт поколений, тоже являющейся следствием социальных взаимодействий - так возникшей и развивающейся (ну, известная история "маугли"). В остальном всё равно всё то же самообучение (вопрос лишь мотивации) - более того, очень редко негативный опыт можно передать вербально (т.е. сколько не говори, а свои грабли все находят самостоятельно!)...

Reply

Re: Есть ещё одно различие. sahonko September 21 2010, 19:19:00 UTC
Обучения у животных в том смысле как мы это понимаем у людей не существует. Животное никогда не пытается поправить своего отпрыска если он делает что-то неправильно. Животное всего лишь создает условия для обучения. Приносит добычу убитую не до конца, чтоб детеныш поиграл и в процессе игры освоил некоторые сообенности взаимодействия с жертвой. Берет подросшего детеныша на охоту для перенятия им опыта путем подрожангия и не более. Человек же с самого раннего младенчества (даже еще до вербализации) подвергается постоянному корректирующему воздействию со стороны родителей. Слава богу я стал дедом и вот уже год как освежаю в памяти все эти процедуры ( ... )

Reply

Re: Есть ещё одно различие. yarikas September 21 2010, 20:27:34 UTC
> Скажите, а что вторая сигнальная система возникла так вот ни стого ни с сего, бац и появилась?

Вас интересует моё мнение или текущее мнение scientific society? Если последнего, то пока что считается, как-то такПостепенным можно вообще назвать развитие нервной системы, возникновение ЦНС и т.п. Как возникло сознание (связывают с развитием языка, а язык - с соц. контактами, социальностью человека как животного) - вопрос остаётся открытым. Моё мнение - ВНЕЗАПНО. Переход кол-ва (нейронов коры головного мозга) в качество ( ... )

Reply

Re: Есть ещё одно различие. sahonko September 22 2010, 18:00:52 UTC
Количество нейронов у дельфинов поболее будет, но перехода в качество не наблюдается.

9/10 времени своего существования человек осваивал самые простые орудия труда камень и палку. В это время речи даже не шло об изготовлении орудий труда, человек пользовался ими практически в том виде в котором их создавала природа.

Может я исключение из правил но когда брожу по лесу то никогда не собираю мухоморы, как бы они мне не нравились и как бы мне не хотелось проверить, а правда ли они ядовитые.

Reply

Re: Есть ещё одно различие. yarikas September 23 2010, 05:46:05 UTC
Крит. масса зависит от внешней среды - отражателями нейтронов можно уменьшить, к примеру... Потом, там важны не все нейроны, а именно указанные. И про дельфинов мало что известно, кроме того, что они чрезвычайно обучаемы.

> Может я исключение из правил но когда брожу по лесу то никогда не собираю мухоморы

И не было такого в детстве, чтобы притащили одну-две бледые поганки? "Не верю!" (Станиславский)

Про орудия не понял - что доказывает?

Reply


Leave a comment

Up