Труд и мозг

May 12, 2010 11:56

Можно слышать (например, здесь), что нет разницы между орудиями труда и органами человека (или животного), при помощи которых он воздействует на природу. Но это в корне неверно. Конечно с точки зрения внешнего наблюдателя рука - это некоторая сложносочлененная палка. И принципиальной разницы между рукой и палкой подобранной в лесу нет. Но вот с ( Read more... )

Теоретичное, Умственный труд, Происхождение человека

Leave a comment

Re: Есть ещё одно различие. sahonko May 12 2010, 09:26:02 UTC
Согласен. Я в своей записи пытался акцентировать внимание именно на высоких требованиях орудийной деятельности к ресурсам мозга, не разбираясь пока в том каким образом человек преодолел это препятствие на пути к плноценному освоению трудовой деятельности. Первым и важнейшим способом было появление субъекта обучения - того, кто учит, учителя. Дело в том, что для животных нехарактерна передача индивидуального опыта накопленного в течение жизнедеятельности отдельной особи (конечно если она не закрепится генетически). Животное подавляющую часть своего индивидуального опыта получает в результате самообучения по методу проб и ошибок, условнорефлекторного самопрограммирования. Максимум, что делают родители создают благоприятные условия для такого самообучения (приносят полупридушенную жертву). У высших животных сильно развивается подражание, но все равно - это еще самообучение. При пользовании орудиями сильно увеличивается объем материала, который надо просеять через сито проб и ошибок. На такой объем уже не хватает человеческой жизни. Простейший способ уменьшить объем просеиваемого материала - это предача опыта накопленного одной особью ее потомкам. И здесь, наверное, самым важнейшим моментом стало появление принудительной передачи такого опыта. То есть особь начала целенаправленно, принудительно учить своих потомков пользоваться орудиями труда и другим навыкам.

Reply

Re: Есть ещё одно различие. yarikas September 20 2010, 22:05:35 UTC
> Дело в том, что для животных нехарактерна передача индивидуального опыта накопленного в течение жизнедеятельности отдельной особи (конечно если она не закрепится генетически).

Да, нет. Как раз вполне себе обучают и очень даже. Вряд ли вырастет хищник "из пробирки", который без обучения сумеет охотиться.
В этом плане люди отличаются лишь второй сигнальной системой (передачи информации), позволяющей компактизировано передавать опыт поколений, тоже являющейся следствием социальных взаимодействий - так возникшей и развивающейся (ну, известная история "маугли"). В остальном всё равно всё то же самообучение (вопрос лишь мотивации) - более того, очень редко негативный опыт можно передать вербально (т.е. сколько не говори, а свои грабли все находят самостоятельно!)...

Reply

Re: Есть ещё одно различие. sahonko September 21 2010, 19:19:00 UTC
Обучения у животных в том смысле как мы это понимаем у людей не существует. Животное никогда не пытается поправить своего отпрыска если он делает что-то неправильно. Животное всего лишь создает условия для обучения. Приносит добычу убитую не до конца, чтоб детеныш поиграл и в процессе игры освоил некоторые сообенности взаимодействия с жертвой. Берет подросшего детеныша на охоту для перенятия им опыта путем подрожангия и не более. Человек же с самого раннего младенчества (даже еще до вербализации) подвергается постоянному корректирующему воздействию со стороны родителей. Слава богу я стал дедом и вот уже год как освежаю в памяти все эти процедуры.

Скажите, а что вторая сигнальная система возникла так вот ни стого ни с сего, бац и появилась? Она развивалась постепенно и, самое главное, ее появление и развитие было вызвано необходимостью "компактизировано передавать опыт поколений". Но у животных такой необходимости не было. Так вот что появилось у человека и потребовало такой компактизированой передачи опыта? Это трудовая орудийная деятельность, для нее простого подражания и создания условий для обучающей игры, которыми пользовались животные уже не хватало.

А насчет негативного опыта, не надо обобщать, на одни ударившие по лбу грабли приходится десяток обойденных, благодаря вербальному (и невербальному) предупреждению со стороны окружающих.

Reply

Re: Есть ещё одно различие. yarikas September 21 2010, 20:27:34 UTC
> Скажите, а что вторая сигнальная система возникла так вот ни стого ни с сего, бац и появилась?

Вас интересует моё мнение или текущее мнение scientific society? Если последнего, то пока что считается, как-то так...
Постепенным можно вообще назвать развитие нервной системы, возникновение ЦНС и т.п. Как возникло сознание (связывают с развитием языка, а язык - с соц. контактами, социальностью человека как животного) - вопрос остаётся открытым. Моё мнение - ВНЕЗАПНО. Переход кол-ва (нейронов коры головного мозга) в качество ;)

> Но у животных такой необходимости не было.

Почему же Вы отказываете животным в этом маленьком удовольствии, ставя человека сразу выше их?
Может быть потому, что человек из них самый агрессивный и неприспособленных (физиологически) к выживанию (и многие предыдущие "попытки" этой ветви приматов терпели неудачи в адаптации и проигрывали конкуренцию)?
Человек стал человеком скорее ВОПРЕКИ. Т.е. без данного ароморфоза его бы вообще не существовало как вида.
Кстати, до неолита человек вполне себе обходился собирательством - практически та же "трудовая орудийная деятельность", что и у современных приматов... Переход к обработке почв, одомашниванию и разведению скота - активному изменению природной среды "под себя" - это ещё один скачок, позволивший наращивать численость вида.

> А насчет негативного опыта, не надо обобщать

Исключения лишь будут подтверждать правило, пока их не накопится крит. масса. Пока что я её не вижу, а Вы?

Reply

Re: Есть ещё одно различие. sahonko September 22 2010, 18:00:52 UTC
Количество нейронов у дельфинов поболее будет, но перехода в качество не наблюдается.

9/10 времени своего существования человек осваивал самые простые орудия труда камень и палку. В это время речи даже не шло об изготовлении орудий труда, человек пользовался ими практически в том виде в котором их создавала природа.

Может я исключение из правил но когда брожу по лесу то никогда не собираю мухоморы, как бы они мне не нравились и как бы мне не хотелось проверить, а правда ли они ядовитые.

Reply

Re: Есть ещё одно различие. yarikas September 23 2010, 05:46:05 UTC
Крит. масса зависит от внешней среды - отражателями нейтронов можно уменьшить, к примеру... Потом, там важны не все нейроны, а именно указанные. И про дельфинов мало что известно, кроме того, что они чрезвычайно обучаемы.

> Может я исключение из правил но когда брожу по лесу то никогда не собираю мухоморы

И не было такого в детстве, чтобы притащили одну-две бледые поганки? "Не верю!" (Станиславский)

Про орудия не понял - что доказывает?

Reply


Leave a comment

Up