претензии к сталинскому периоды очень просты - неэффективность репрессий, стрельба по своим, в то время как действительные враги коммунизма и советской власти легко уходили от наказания
( ... )
Строго говоря я не отношусь ни отрицательно не положительно к репресссиям. Меня больше волнует как все происходило. А то что происходило было вполне естественным процессом для Российского общества в том состоянии, в котором оно тогда находилось. Плохо это или хорошо, положительно или отрицательно - это наши субъективные оценки. Конечно хочется чтоб было все хорошо но произошло увы плохо. Так вот надо не причитать а понять причины этого плохого. Конечно можно все списать на субъективный фактор на плохих дядей. Но как раз то, что это явление было слишком масштабным и не позволяет это сделать, приходится согласиться с тем, что в основе этих явлений лежали вполне определенные объективные причины.
этих явлений лежали вполне определенные объективные причины// ну да, как же без объективных причин! правда, человеческое поведение штука такая - если люди, воспитанные на примере якобинцев, решат что террор это хорошо, что он нужен и полезен, то и будут "очищения" с неизбежной затем коррупцией гильотины. А если решат (как отцы-основатели США или деятели Пуританской революции) что террор - лекарство хуже болезни, то им удаётся сдержать стремление к ненужной расправе, остаются только нужные и полезные. Но какие объективные причины сталинских репрессий Вы видите? в тексте по ссылке я не нашёл анализа причин, только, скажем так, замазывание случившегося. "Пережитками проклятого прошлого" их не объяснишь (хотя все виды репрессий были заимствованы сталинским режимом из опыта царской россии, начиная с постановления президиума вцик от 1.12.34 и кончая этническими депортациями), также как и якобы "привычкой людей к высокому уровню насилия", иначе бы преимущественными жертвами оказывались совсем другие сори населения.
Поясните, Вы считаете, что репрессии были вызваны необъективными причинами? Чьей-то злой волей? Или ошибочными воззрениями? И если бы таковых не было бы, то никаких репрессий не было бы
( ... )
Возможно нам навязывают дилемму между насилием и социальным развитием (включая промышленное, а также здравоохранение, культуру и проч) пытаясь их противопоставить. Но ведь насилие было частью жизни общества того времени, и сколь могу судить, не слишком заметной частью. Я как-то в комментах у kommari заметил, что революцию совершили большей массой солдаты-крестьяне (они были основной живой силой, но не движущей и направляющей) и вот крестьяне того времени имели представление об ответственности за свою жизнь и за жизнь своей семьи -- это безусловно идеализированный взгляд и про рабочих того времени можно было бы сказать так же. И все же...разница есть. Крестьянин жил на "границе природы", то есть в определенном смысле у него не было никого кроме себя. Да, была община, но ее роль ( в том числе и в социальной поддержке) постепенно вырождалась, особенно после Столыпина. И насилие за бурное десятилетие между 1914 и до конца Гражданской стало такой же неотъемлемой частью жизни крестьянина, как и русская природа (совсем ведь не дружественная
( ... )
Собственно о том и речь. Вот к примеру кто из нас городских жителей сейчас зарежет курочку? Большинство, если жизнь заставит это сделать прежле облюется, а крестьянину раз плюнуть. Для него ценность жизни просто в силу его образа жизни гораздо ниже, чем у современного горожанина. А насчет полноты жизнью так это скорее сосуд был слишком мелок в него умещалось только наличное грубое бытиё, увы практически бездуховное. Сегодня мы стали несравненно глубже, а вот с наполнением дополнительных "объемов" у большинства проблема.
может быть, это и так, но какое это имеет отношение к уничтожению партийных кадров? армейских кадров и кадров военной разведки? к репрессиям в системе академии наук? среди писателей? среди директоров заводов? в 56-58 годах были точные формулировки "нарушения социалистической законности" и "нарушения ленинских норм партийной жизни", а также "массовые незаконные репрессии". Мне кажется, они чётко показывают понимание партией ненормальности происходящего, зачем придумывать этому какие-то оправдания?
Здесь я солидарен с дашей Митиной http://kolobok1973.livejournal.com/923063.html Дело в том плох ли хорош ли ИФРАН но это одна из составляющих нашей советской культуры. Мы же не будем злорадствовать в случае, если сгорит "Мосфильм", дескать, поделом вам кинемоторгафисты гнавшие откровенную халтуру при советской власти. Но смотрим мы эти фильмы сегодня с удовольствием. Так же и книги выпускавшиеся тогда обществоведами сейчас разыскиваем и помещаем в библиотеки типа "Знание - власть", для всеобщего доступа. А насчет великих достижений в философии, то это наверное одна из самых консервативных отраслей науки, в которой крупные сдвиги происходят реже всего.
Не принимая совершенно доводов Митиной (которые сводятся к "ну очевидно же!!") тем не менее хочу зафиксировать наше согласие в том, что советская философия не дала существенных прорывов ни в диалектике ни в теории научного коммунизма.
Да, и раньше прорывы случались нечасто -- так ведь и социум менялся не так стремительно, и институтов философии не было.
Comments 13
Reply
Reply
ну да, как же без объективных причин! правда, человеческое поведение штука такая - если люди, воспитанные на примере якобинцев, решат что террор это хорошо, что он нужен и полезен, то и будут "очищения" с неизбежной затем коррупцией гильотины. А если решат (как отцы-основатели США или деятели Пуританской революции) что террор - лекарство хуже болезни, то им удаётся сдержать стремление к ненужной расправе, остаются только нужные и полезные.
Но какие объективные причины сталинских репрессий Вы видите? в тексте по ссылке я не нашёл анализа причин, только, скажем так, замазывание случившегося. "Пережитками проклятого прошлого" их не объяснишь (хотя все виды репрессий были заимствованы сталинским режимом из опыта царской россии, начиная с постановления президиума вцик от 1.12.34 и кончая этническими депортациями), также как и якобы "привычкой людей к высокому уровню насилия", иначе бы преимущественными жертвами оказывались совсем другие сори населения.
Reply
Reply
Reply
Reply
в 56-58 годах были точные формулировки "нарушения социалистической законности" и "нарушения ленинских норм партийной жизни", а также "массовые незаконные репрессии". Мне кажется, они чётко показывают понимание партией ненормальности происходящего, зачем придумывать этому какие-то оправдания?
Reply
Reply
Во зло можно использовать что угодно, оно и понятно. Вот и выплёскивается ребёнок вместе с водой каждый раз при обсуждении.
Reply
Спачибо
Reply
Дело в том плох ли хорош ли ИФРАН но это одна из составляющих нашей советской культуры. Мы же не будем злорадствовать в случае, если сгорит "Мосфильм", дескать, поделом вам кинемоторгафисты гнавшие откровенную халтуру при советской власти. Но смотрим мы эти фильмы сегодня с удовольствием. Так же и книги выпускавшиеся тогда обществоведами сейчас разыскиваем и помещаем в библиотеки типа "Знание - власть", для всеобщего доступа.
А насчет великих достижений в философии, то это наверное одна из самых консервативных отраслей науки, в которой крупные сдвиги происходят реже всего.
Reply
Не принимая совершенно доводов Митиной (которые сводятся к "ну очевидно же!!") тем не менее хочу зафиксировать наше согласие в том, что советская философия не дала существенных прорывов ни в диалектике ни в теории научного коммунизма.
Да, и раньше прорывы случались нечасто -- так ведь и социум менялся не так стремительно, и институтов философии не было.
Reply
Leave a comment