Оригинал статьи находится
здесь Это конец целой эпохи. Удовольствие от книг, фильмов и бесконечной маркетинговой продукции захватило детей и взрослых более чем на десять лет. Был создан настоящий миф поколения, конец которого мы наблюдаем только сейчас. Разумеется, я говорю о Гермионе Грейнджер Джоан Роулинг.
Так что пока она не канула в небытие, давайте еще раз выразим нашу любовь к Гермионе. Нельзя придумать лучший образец для подражания целого поколения. Оглядываясь назад, начиная с книги «Гермиона Грейнджер и философский камень» и заканчивая книгой «Гермиона Грейнджер и дары смерти», удивляешься оригинальности автора. Именно это заставляет уважать Роулинг - ведь при создании образа Гермионы Грейнджер она отказалась идти простым и заезженным путем.
В первую очередь, Роулинг посмела сделать героиней девочку. Как ни сложно теперь это представить, на Роулинг оказывали давление, заставляя ее изменить первоначальную рукопись и сделать главного героя мальчиком. «Это более общепринято», - говорили они. «Никто не будет читать про персонажа-женщину целых 4000 страниц», - говорили они. «Девочки не покупают книги, - говорили они, - а мальчики не хотят читать про девочек». Однако Роулинг доказала свою правоту. Ее даже просили скрыть свой собственный пол при выходе первых книг - опубликовать книги под псевдонимом или просто инициалами, дабы дети не выбежали с ужасом из магазинов при одной мысли о чтении книг, написанных леди. Однако Джоан Роулинг отказалась подчиниться бессовестной коммерции. Она будет только «Джоан Роулинг», а книги о Гермионе Грейнджер всегда будут личным шоу Гермионы.
И что это было за шоу! В образе Гермионы Джоан Роулинг разрушает все клише, которых мы ожидаем от героев фентези. Можно было сделать историю Гермионы очередным банальным подражанием «Звездным войнам» - трагическая и ранняя смерть родителей, ни на что не годные опекуны, внезапное откровение, что героиня принадлежит к тайному и могущественному ордену и заодно наделена удивительными (и неправдоподобно наследственными) талантами. Но нет: нормальные родители Гермионы - это ее нормальные родители. Просто так получилось, что она очень талантлива. Роулинг говорит своим юным читателям - можно быть особенным независимо от вашего происхождения, все дело в том, что вы делаете и какие цели перед собою ставите. А то, на что способна Гермиона, если она задается определенной целью - это и есть настоящее волшебство.
То же самое можно сказать и о культе «избранного». Поймите меня правильно, я люблю многие истории, где в основу положена мифология «единственного избранного», но при этом главный персонаж хорошо прописан. Я люблю «Баффи - истребительницу вампиров» не меньше вашего. Однако трудно отрицать, что уловка с «избранным» - это лень автора. Почему этот человек герой? Потому что все считают его героем. А почему все считают его героем? Потому что все так считают, заткнитесь, тут все дело в магии.
Гермиона не избранная. И это самое прекрасное. Гермиона стала героиней, потому что она решила стать героиней - она смелая, она принципиальная, она очень много работает, и она не извиняется за свое желание стать лучше всех в этом «волшебном» ремесле. В происхождении Гермионы нет ничего особенного, и читатель понимает, что ее блестящий интеллект сам по себе особенным не является. Однако Гермиона не согласна просто полагаться на свою «одаренность». Нет никакого пророчества, которое подтверждает ее важность, если Гермиона хочет чего-то добиться - ей приходится постараться самой. И вот Гермиона Грейнджер, образец для подражания целого поколения, надрывает свою очаровательную британскую задницу семь книг подряд. Конечно, ей приходится страдать от обид и ран, без которых не обходится ни одна история взросления - ее обзывали «занудой», «раздражающей», «любительницей командовать», «задавакой» и так далее. Однако она была слишком сильна, чтобы позволить этому остановить себя. В книге «Гермиона Грейнджер и узник Азкабана» она даже начинает контролировать время и пространство, чтобы у нее было больше времени на учебу.
Подобный подход к жизни приносит свои плоды. Снова и снова, из книги в книгу Гермиона спасает всех. Раз за разом ее одноклассники оказываются в беде, и она бросается к ним на помощь. Если им нужен хитроумный план, они неизменно обращаются к Гермионе, «самой одаренной ведьме своего времени». Гермиона всегда знает, что делать, у нее есть наготове план, который спасает ее друзей. Не даром все-таки на обложке каждой книги написано ее имя.
По мере развития цикла, книги становятся все сложнее с политической точки зрения. Мы все помним, как Дамблдор влюбляется в мужчину моложе себя в третьем томе. Появляются новые героини, также нарушающие привычные стереотипы. Мы узнаем, что МакГонагалл ничем не уступает Дамблдору. Читатель перестает видеть в Лаванде Браун нелепую и неприятную прилипалу, лишь потому, что она пытается завоевать симпатию своего парня. Перед нами раскрываются характеры сестер Патил и Луны, и мы видим, что они вовсе не абсурдные идиотки, которые полагаются только на интуицию. Невероятно, но даже Джинни Уизли наделяется собственной и неповторимой личностью. Гермиона не стремится к элитарности, она не хочет быть единственной девочкой в мире, которая достойна восхищения и симпатии. Нет никакой нужды окружать Гермиону шаблонными и стереотипными девочками, чтобы подчеркнуть ее неординарность как героини. И не надо забывать, что в определяющий момент своей судьбы Гермиона не думает только о себе, она становится активисткой движения за освобождение домашних эльфов от рабства.
Пожалуй, лучшее в этом повороте сюжета у Роулинг - это отсутствие авторского снисхождения. Было бы слишком просто высмеивать подростковый активизм, и автор похуже могла бы превратить правозащитную кампанию Гермионы в отвратительную комедию. Только представьте, как бы выглядело такое непотребство - Гермиона, единственная героиня, которая обращает внимание на то, что весь ее дивный магический мир существует за счет создания целого народа рабов, а все остальные, вроде бы положительные персонажи говорят что-то вроде: «Нет, им нравится жить в рабстве! Прекрати уже быть такой занудой!» Вместо этого Гермиона активно сотрудничает с домашними эльфами, чтобы добиться их освобождения, и многие домашние эльфы становятся хорошо продуманными и центральными персонажами.
И вот что получается: главная героиня нашей эпохи - это девочка, которая спасает мир благодаря своему эгалитаризму, любви к науке, тяжелому труду и отказу поддаваться давлению сверстников. Трудно назвать серию книг о Гермионе Грейнджер иначе чем безупречной. И в то же время, как отмечают многие поклонники Роулинг, в книгах есть один огромный недостаток. Вы знаете, о ком речь, это «Тот, кого нельзя называть», но мы скажем по буквам: Г-А-Р-Р-И.
Такой персонаж как Гарри Поттер - это досадная ошибка во вселенной Гермионы Грейнджер, и больше всего раздражает его постоянное присутствие. Возникает соблазн считать Гарри лишь временным любовным увлечением главной героини, которое ни к чему не приводит - популярный, но постоянно страдающий на публику спортсмен-качок, нам всем знаком подобный персонаж. К тому же, поскольку Гермионе приходится то и дело спасать Гарри, можно прочесть в нем своего рода перевертыш сюжета со спасением принцессы.
Однако если мы присмотримся к нему внимательнее, легко заметить, что Гарри - это пародия на все те клише, которые так изящно избегает Роулинг. Гарри не отличается ни большим умом, ни любовью к наукам. Несмотря на это, он наделен просто бесконечными талантами и волшебными дарами, возникающими просто ниоткуда - он наследник не одного, а целых двух огромных состояний, он пользуется привилегиями, которых нет у других школьников, он повсеместно знаменит за то, чего он сам не совершал, он даже присваивает себе все заслуги за создание «Армии Дамблдора», которую организовала Гермиона. Конечно, этот персонаж нелеп и надоедлив. Но раздражение, которое он вызывает, необходимо, чтобы по достоинству оценить саму Гермиону.
Те из вас, кто сомневается в сатирической природе этого персонажа, должны перечитать уморительно смешной эпилог последней книги Роулинг. В конце мы видим, что Гарри женился на девочке, с которой он познакомился еще в младшем подростковом возрасте, он отправляет своих детей в школу и вспоминает времена своей былой славы. В конце концов, мы видим Поттера в качестве еще одного популярного школьного спортсмена, чей жизненный пик пришелся на старшие классы. А что же Гермиона? Ну, Роулинг не может оскорбить любимую героиню, обрушив на нее кошмар богатого пригорода - раннее замужество за парнем, которого она встретила еще в школе. Вместо этого мы узнаем о работе Гермионы и ее дальнейшей карьере. Хотя, честно говоря, можно уловить намек на ее связь с Невиллом Лонгботтомом.
«По правде сказать, - говорится в последней строчке, - Невилл стал весьма привлекательным мужчиной. Все было хорошо». И без сомнения, так и было.