Дизайн-программа: опыт рефлексивного анализа ч.2

Mar 12, 2011 16:50


Принцип адресации к различным группам горожан проводился неукоснительно, что сделало вполне естественным включение в программу открытого приволжского фестиваля авторской песни «Гринландия - 2002», наряду с редкостной возможностью увидеть праздник народной культуры коми-пермяков. Тольяттинский проект «Реставрация будущего», разыгрывая темы фотовыставки и показа мод, стал одной из первых успешных попыток восстановления почти утерянной связи между молодежью и пожилыми людьми. И здесь же состоялась выставка-презентация «Митьки» в Вятке, переросшая в серию творческих встреч с вятскими художниками и публикой. Наконец, концерты хоровой капеллы Казанского государственного университета и - по контрасту - премьера «Ромео и Джульетты», поставленная «Театром на Спасской» в стиле «Вест-сайд стори», но в иной образной структуре, «Музейная неделя» из Тольятти, где - в обстановке промышленной слободы, едва становящейся городом - музеи стали инструментом преодоления границ стандартов, понимания, времени.


Фестиваль включил еще множество культурных событий, включивший чтения журнала «Вестник Европы» и другие литературные акции, равно как исполнение симфонии «1812 год» Чайковского на главной площади города[15]. Из названного с очевидностью следует несколько выводов. Во-первых, в течение двух месяцев город со славной историей, но давно погрузившийся в провинциальную дрему, был «атакован» сильнейшими раздражителями эстетического свойства. Во-вторых, распространенная убежденность в том, что якобы поп-культура - единственная и естественная среда бытия современной молодежной публики была убедительно опровергнута. В-третьих, и сами деятели учреждений культуры и администрация удостоверились в том, что задача сохранения и воспроизводства традиционных ценностей не противоречит авангардному поиску и ее решение облегчается за счет этого поиска. Это не одностороннее суждение: по результатам Культурной столицы городская администрация осуществила качественную смену руководства в сфере культуры - руководитель временной дирекции программы была назначена на должность начальника городского управления культуры.

Параллельно в Нижнекамске была развернута иная экспериментальная площадка. В этой обширной заводской «слободе», не обретшей сколько-нибудь мощного культурного пласта и молодежной по составу населения, тактика реализации программы потребовала менее изощренных проектных средств. Ядром программы здесь стал фестиваль художественных проектов «Искусство для городской среды», познакомивший город с современным искусством через работы молодых художников из десятка городов. Наряду с проектами в обычном смысле (экспонаты в выставочной обстановке), художественные работы выплеснулись на улицы города: граффити на стационарных стенах и на вагонах трамвая, временные «монументы», отлично сочетавшиеся с уличным рок-фестивалем «Серебряная волна». Весьма своеобразный эксперимент можно счесть состоявшимся: тысячи молодых людей впервые столкнулись с изобразительным искусством посредством наиболее радикальной версии «паблик-арт».

Наиболее точным свидетельством того, что эксперимент можно счесть удачным, служит тот факт, что по согласованному с общественностью решению городской администрации один из «монументов» («Золотой великан», собранный из покрытых металлом автомобильных шин) было решено оставить на одном из центральных городских перекрестков. Временная инсталляция, таким образом, сменила жанровую принадлежность, перейдя в графу «дизайн среды».

Накопленный опыт позволил Совету программы существенно расширить следующий этап развития Культурной столицы.

Чебоксары (2003 год): столица Чувашии создала условия, при которых программа смогла выйти в стадию углубления взаимодействия художника и дизайнера с городом. Наряду с обычным наполнением фестиваля культурных событий - обычным в том смысле, что это обособленные акции, лишь ретроспективно проявляющие свойства серии, здесь были опробованы более сложные режиссерские конструкции.

Программа Вокзал - Vauxhall соединила в себе культурную ретроспективность и стилистическую многомерность постмодернистского отношения к художественному процессу. В самом деле, возникнув в эпоху промышленной революции, вокзалы были отнюдь не только транспортными сооружениями. Они стали символом вхождения в жизнь новых стандартов поведения, новых образцов публичной среды. С середины XIX в. именно вокзалы приняли на себя функцию городского «портала», сообщая приезжему важную информацию о городе - не только через тексты, но также через архитектуру, дизайн. Более того, вокзалы надолго стали и концертными залами - литографии концертов в вокзале Павловска, к примеру, широко известны, да и церемония открытия программы «Грац - культурная столица Европы-2003» открывалась на вокзале, где дизайнер Петер Коглер графическими средствами чрезвычайно «расширил» интерьер. Находясь на пересечении транспортных путей (не только фактическом, но и сугубо символическом), вокзал в известной мере моделирует не только город, где находится, но и весь мир, что придает ему известную космополитичность «терминала». Пограничность вокзала как явления культуры издавна находит выражение в присущих ему символах, создаваемых художниками, будь то смешение русского стиля и стилистических черт Казани в Щусевском здании в Москве, или изображения российских городов в старом здании вокзала Казани.

Иными словами, наряду с утилитарной функцией, вокзал с момента зарождения выполняет и важную символическую роль. Недаром образ вокзала занимает столь заметное место в мировой литературе, в театре, кино и музыке. В последнее время, особенно в случае крупнейших терминалов, культурная ценность терминала ослаблена, однако время от времени она восстанавливает свои права, как, к примеру, это произошло при реконструкции городского аэропорта в Вашингтоне.

Нам уже был известен успешный опыт проведения крупномасштабных культурных акций в здании вокзала Самары, а так как в Чебоксарах реконструкция здания вокзала завершалась к моменту открытия Культурной столицы, было более чем естественно сделать это сооружение центром музыкальной культуры, наряду с филармонией. Если филармония рассчитана на серьезных любителей, то чебоксарский вокзал должен был стать местом знакомства современной публики с «иной» музыкой. У этого вокзала есть еще и та особенность, что он практически функционирует только дважды в день, когда приходит и отходит московский поезд (транзит идет через отдаленный вокзал в Канаше), так что у авторов проектной программы была возможность показать администрации города, что функционирование сооружений может разыгрываться не только в пространстве города, но и во времени.

Программа была рассчитана на полгода, реализуясь в серии культурных акций раз в две недели, и ее режиссура строилась на сознательном чередовании художественной окраски событий. Наряду с концертами классической музыки (симфонической и камерной) в программу вошли джаз-банды и концерты экспериментальных групп, включая заостренно авангардные акции видео-арта. Едиными «кулисами» программы стала выставка «Вокзалы мира». Главным, несомненным успехом программы можно счесть то обстоятельство, что сотни чебоксарцев стали завсегдатаями вокзальных концертов, тогда как управления железных дорог подхватили идею и стали прилагать усилия к развертыванию концертной и выставочной деятельности на многих вокзалах Куйбышевской и других дорог.

Другим масштабным предприятием программы стала выставка «Давай!» из Лаборатории актуального искусства России. Перед Чебоксарами эта выставка демонстрировалась в Берлине и Вене, что непривычным образом включало столицу маленькой Чувашии в ряд культурных столиц Европы. Отсюда международный характер группы организаторов выставки[16], представившей опыты российских художников «бесцензурного» поколения. Инсталляции, перформансы, видеодокументация множества работ трех десятков художников стали событием, провокационным образом всколыхнувшим достаточно традиционное художественное сообщество Чебоксар.

Разумно уйти от изложения и дать слово кураторам и организаторам выставки.

Петер Нёвер: «Мы попытались отдаться на волю случая, относиться ко всему, как к приключению. Очень важно абстрагироваться от готовой и приготовленной информации и постараться просто смотреть вокруг себя, что мы и попытались сделать, в том числе, вдали от столичных центров. Мы хотели познакомить зрителей Берлина, Вены и Чебоксар с новыми радикальными идеями российских художников, рассказать об искусстве "поколения П", выросшего без цензуры и государственной опеки, представить широкий и демократичный срез художественных опытов, происходящих от Новосибирска до Калининграда. Конечно, сегодня между художниками в России существует тесный контакт, прежде всего, через Интернет, однако всё же существует разница между Москвой и, скажем, Новосибирском. Чем дальше от Москвы, тем более самодостаточным становится искусство, тем меньше желание художников сравнивать себя с западными образцами. Они интересуются проектом "искусство" как таковым и хотят "делать искусство" - причём типичным для русского художника является невероятно завышенная планка требований к собственному искусству: либо оно спасает мир, либо терпит полное поражение...»

Беттина Буссе: «Безусловно, нельзя констатировать наличие какого-то одного направления. Но всё же общие тенденции очевидны.

Во-первых, все художники очень остро реагируют на окружающую их реальность. Искусство очень социально, очень привязано к своему положению "здесь и сейчас". А поскольку российская реальность куда более экстремальна, чем здесь у нас, то соответствующий характер имеет и искусство. У некоторых работ есть почти социологическая направленность. Другое общей особенностью является активное обращение к новым выразительным средствам. Современные художники, не отягощенные старой идеологией и трансцендентными пристрастиями, вырабатывают новую радикальную стратегию искусства, отдавая явное предпочтение самоинсценировке, перформансу и новым медиа. То есть, бытие художника всё более рассматривается как своего рода «действие в обществе».

Анна Матвеева (куратор, Санкт-Петербург): «Передо мной стояла задача показать искусство-2002 как полифонический (а может и полемический) набор самостоятельных высказываний, персональных стратегий, людей, никогда не вписывавшихся в какие-либо движения и направления, но обладающих индивидуальным голосом на российской арт-сцене. Все выставленные проекты работают на линии "художник - сообщество - общество". Диапазон вопросов, которые ставят художники образует связный тематический круг - социальная и конвенциональная самоидентификация художника, поиск подлинного опыта и возможность /невозможность его конвертации в социально понятные формы. Социум, власть и деньги как контекст творчества художника, медийность и маргинальность как художественные стратегии».

Юлиан Нида-Рюмелин (министр культуры Германии): «Мне выставка показалось очень интересной. Во-первых, это художники, которые ещё не начали работать на художественный конвейер. Как правило, работы очень личные и экспрессивные, часто автобиографичные. Приятно и то, что это искусство, которое не делает ставки на коммерческий успех. И, мне кажется, что оно отражает и социальную, общественную ситуацию в России - ситуацию, которая определяется постоянными переломами и катаклизмами, сильной тенденцией к индивидуализации, и, как мне кажется, отчасти и анархией».

Нет нужды перечислять иные выставки, концерты и акции - из сказанного ясно, что в своем чисто художественном измерении проектная программа в Чебоксарах приобрела существенно более амбициозный характер. Культурная столица - по плану инициаторов - должна была способствовать преодолению известного комплекса провинциальности, втянуть в общий процесс художников из всей России, не забывая при этом о важнейшей составляющей - преемственности. Естественно, что в Чебоксарах были серьезно и сильно представлены проекты из Ульяновска и Кирова[17] (бывших культурных столиц), а также из Ижевска, уже выигравшего право на Культурную столицу 2004 г. в результате окружного конкурса. Наконец, необходимо добавить, что уже инициированная в 2001 г. программа втягивания российских художников и художественных коллективов (включая музейные) в Культурную столицу посредством конкурса проектов на право участия в марафоне культурных событий развернулась в серьезное предприятие[18].

Уже говорилось о том, что в Чебоксарах расширение и углубление дизайн-программы вышло на качественно новый уровень. Это произошло за счет того, что над собственно артистической программой марафона культурных событий были надстроены два очень разных проектов, объединение которых должно произойти уже в Ижевске.

Первый из этих проектов мы здесь только обозначим: это проект «Открытый университет», в ходе реализации которого была возрождена забытая традиция публичных лекций в российских университетах. 20 «гостевых» лекций, прочитанных по субботам в зале Чувашского Государственного университета первоклассными специалистами из Москвы и Петербурга, в совокупности существенно нарушили плавное течение учебного процесса и социальной жизни крупного (17000 студентов) и все же провинциального по духу университета[19].

Второй проект базировался на осознании того, что трактовке культуры остро необходимо придать расширенную трактовку, надстроив над выставочно-концертной деятельностью реальную проектную работу в архитектуре и дизайне, непосредственно ориентированную на развитие городской среды в месте проведения Культурной столицы.

С начала 90-х годов Чебоксары пережили значительную трансформацию: из весьма непривлекательного и грязноватого город превратился в чистый и благоустроенный, но при этом… скучный, чем не оказались в состоянии противостоять ни обустройство набережных протяженного водоема, ни сооружение монументальной композиции на его берегу. Не лишено иронии то обстоятельство, что самым заметным новым сооружением в центре города оказалось здание «Макдоналдс». Возводя некоторые объемы нового жилья, городские архитекторы не нашли творческого ресурса для того, чтобы оторваться от того, что в стилистическом измерении можно определить как московско-казанский образец. За исключением пешеходного отрезка одной из центральных улиц, присутствие в городе дизайнеров трудно угадать[20].

Мы начали с двух сугубо символических действий. На церемонии открытия Культурной столицы ритуальный обход VIP-персонами включил в себя экспозицию лучших работ чебоксарских архитекторов и выставку детских рисунков «Мой город»[21]. Первая имела единственным своим назначением сам факт обостренного внимания к средовой компоненте городской культуры. Вторая позволила увидеть глазами ребенка как сильные, так и слабые черты городской среды, обратить внимание на те признаки образа города, что проступают особенно выпукло для наивного взгляда. Уже на следующий день был начат первый из серии проектных семинаров с ответственными представителями городской администрации вместе с ведущими представителями архитектурного и дизайнерского «цехов» города.

Было бы тактической ошибкой адресовать работу непосредственно к теме образа города, так как в этом случае задача считывалась бы администрацией как «оформление» - с неизбежными потерями содержания. Соответственно был избран своего рода обходный маневр, и тематизм первого семинара вобрал в себя очевидно прагматические, сугубо прикладные задачи. Как обустроить автомобиль в городе, используя его овражистый ландшафт? Как подойти к ответственной задаче создания образца социального жилья? Как, наконец, подойти к отстройке программы создания эффективной и привлекательной «меблировки» внутри кварталов и на городских улицах? Всестороннее обсуждение этих трех вопросов не могло, разумеется, за три дня привести к полноценным ответам, но оно позволило выработать существенно большее взаимопонимание между администрацией и профессионалами, чем достигалось когда-либо ранее. Главным результатом семинара стало объявление внутригородского конкурса на лучшее решение трех названных задач.

Одновременно, воспользовавшись некоторым авторитетом автора в архитектурном сообществе, удалось начать работу над проектами реконструкции городского квартала в архитектурно-строительных академиях Пензы и Казани[22], что давало надежду на то, что в город будут привнесены качественно новые, отважные образцы как функциональных, так и образных решений.

Второй проектный семинар можно было провести в более напряженном творческом режиме, что позволило выработать эскизные проектные предложения как для жилых кварталов, которым предстоит полномасштабная реконструкция, так и для мягкого включения многоэтажного гаража в городской контекст за счет умножения функций обслуживания (пристроенные магазины, выносные витрины, детская игровая площадка). Любопытно, что только на нашем семинаре состоялась реальная встреча архитекторов, дизайнеров и специалистов Ботанического сада. Те разработали обширный (около 400 видов) каталог растений, адаптированных к местным климатическим условиям, тогда как городские службы использовали для озеленения лишь полтора десятка видов.

Третий творческий семинар был уже настолько подготовлен по контексту, что его темы имели конкретный, адресный характер: решение узлового, предмостного перекрестка, предложение для тяжелого транспортного узла, разработка уличных витрин, скамеек, детских площадок и т.п.[23]

На результирующей выставке к закрытию Культурной столицы были представлены как продукты всех трех семинаров, так и конкурсные проекты, выработанные после семинаров и, наконец, дипломные проекты из Казани и Пензы. Если учесть, что эта конкретная выставка была развернута на фоне обширной экспозиции работ дизайнеров из разных регионов страны, то очевидно - нами было достигнуто своеобразное встраивание темы творческой разработки городской среды в локальную культуру, в мышление групп администраций, городской и республиканской.

Самое существенное в том, что удалось достичь существенного пост-эффекта. Отдел главного архитектора города уже включал должность главного художника, но теперь к ней добавилась и должность главного дизайнера Чебоксар с ответственностью за малые формы, присутствие которых, как известно, преобразует нагромождение зданий между улицами-проездами в комфортную городскую среду. Статус профессий архитектора и дизайнера заметно повысился в глазах как администрации, так и общественности. Более того, иные из частных застройщиков переосмыслили собственные задачи и стали обращаться к профессионалам еще на стадии выработки задания на проектирование

Глазычев

Previous post Next post
Up