Я - производитель.

Jul 01, 2013 11:00

Сегодня я хотел бы немного «приоткрыть завесу» своего бизнеса и в нескольких словах, «на пальцах» объяснить, почему я пошёл путём производителя сельскохозяйственной продукции, что очень несвойственно для людей моего возраста и образования. Буду рад комментариям и вопросам, которые, возможно, помогут мне дополнить написанный ниже текст или более подробно и внятно рассказать своим читателям о своей деятельности.


Суть производства есть непосредственное создание товарно-материальной ценности. В моём случае - это продукты питания. Производство может абстрагироваться от продаж, а может исключить посредников и напрямую заняться сбытом совей продукции.

Когда я рассказывал про корейку и про рубку корейки, мне задали интересный вопрос, на который я хотел бы ответить этим постом. Меня спросили:

Скажите, а в чем смысл утверждения о том, что рентабельность работы мясников на рынке пострадала бы от такой разделки, поскольку они перекупщики?

Получается, рентабельность работы владельцев собственных хозяйств в аналогичной ситуации не страдает? Как такое может быть? Я могу придумать два объяснения такому экономическому феномену: либо владельцы хозяйств продают свое мясо с такой астрономической накруткой, что, даже выбросив в отходы половину туши, все равно прекрасно заработают; либо они знают какой-то способ извлечь прибыль из таких обрезков-отходов, причем этот способ неведом либо недоступен мясникам.

Суть вопроса я понял так: почему владелец собственного хозяйства может себе позволить то, что не может себе позволить торговец на рынке, т.е. посредник? Секрета, на самом деле, никакого нет, а ответ лежит на поверхности: потому что владелец хозяйства - производитель, а не посредник. Для владельца хозяйства неприменимо понятие «накрутка». В случае с собственным хозяйством уместно говорить о добавочной стоимости. Попробую объяснить, почему добавочная стоимость даёт фору накрутке.

Занимаясь производством, я могу осуществлять тотальный контроль качества  выпускаемой моим хозяйством продукции. Также я могу быстро реагировать на изменение спроса со стороны покупателей, могу внедрять нововведения в производственный процесс, могу корректировать ассортимент продуктов, предлагаемых покупателю. Также очень важно, что я не оторван от покупателя - с каждым из своих клиентов я, как минимум, по телефону обсуждаю вопросы и тонкости поставки его заказа, а многих я знаю лично. Я отвечаю за каждый кусок привезенного мной мяса. Контакт с покупателем позволяет мне быть клиентоориентированным производителем. Всего несколько примеров лично из моей практики, на которых наглядно становится понятно, что производитель всегда в выигрыше перед посредником:

А) Покупательский спрос. Этой осенью мы забили достаточно большое количество домашней птицы. Забивали по предзаказу. Я изучил спрос и понял, что бройлеры более востребованы, нежели индейки. Что гуси, как ни странно, менее востребованы перед новогодними праздниками, чем утки. Что пекинские утки «проигрывают» в спросе мускусным уткам. Сейчас у нас в хозяйстве не хаотичное хождение разной птицы, а строго выверенное количество и состав поголовья, которое позволит мне максимально грамотно удовлетворить запросы своих клиентов, причём почти круглогодично.

Б) Сезонность поставок. Поскольку я независим от каких-либо поставщиков, я могу корректировать сроки забоя скотины (исключение - продукция охоты) и, вместе с тем, корректировать покупательский спрос одновременно с сохранением лояльности клиента. А посредники вынуждены выбирать из того, что им предложит производитель.

В) Внедрение новшеств. Вот была у меня упаковка из крафт-бумаги. И всем она вроде хороша, но только бумаги недостаточно. Сейчас я начал упаковывать мясо в вакуумную упаковку. Поначалу меня это настораживало: пострадала эстетическая сторона, крафт-бумага как-то экологичнее, да и душевнее как-то. Но поговорил с клиентами, предупредил, чтобы не удивлялись, и, к своему удивлению, получил кучу одобрительных отзывов: хранить в вакууме проще, транспортировать проще, вакуумная упаковка не прилипает к мясу и вообще - вакуумная упаковка - это «шагать в ногу со временем». Так я своими силами облегчил жизнь и себе, и своим клиентам. Понимаете: сам, не дожидаясь милости каких-то поставщиков…

Г) Ассортимент продуктов. Тут все просто. Понимая, сколько я продаю баранов и сколько ягнят, я часть молодняка отправляю на бойню, а часть  оставляю для откорма и выращивания. В общем, делаю из ягнят баранов. Будь я посредником, мне пришлось бы рыскать по бойням и выбирать из взрослых, но небольших (читай - «тощих» и «нездоровых») баранов, чтобы продать их как ягнят.

Но ладно, пункты «А»-«Г» - это лирика. Бизнес - это цифры. Приведу пример с цифрами. И посмотрим на него с точки зрения посредника и с точки зрения производителя.

Вариант первый - перекупы. Вот нам заказали барана. И продаём мы баранину по моей цене - 380 рублей за килограмм. Едем на бойню и, если повезёт, договариваемся об оптовой цене - 280 руб/кг. Выбираем самого большого барана, мясным весом килограмм так под 30, ведь мы имеем наценку с каждого килограмма, и чем больше будет весить животное - тем больше заработаем. Нам его режут, далее мы везём его на какой-нибудь рынок, где тушу приведут в товарный вид: уберут лишние плёнки, порубят и упакуют. Заплатим за эти действия минимум 500 рублей. Сразу должен сказать, что этот пример - идеальный, и в нём всё складывается очень удачно:

- На бойне в наличии хорошие бараны, которых совсем недавно привезли и которые еще не успели исхудать
- Нам дали хорошую цену на покупку баранины
- Нам удалось договориться на рынке о рубке - на нормальный московский рынок практически нереально со стороны занести продукцию
- У мясника чудесным образом есть вакуумный упаковщик
- У нас заказана целая туша, ровно столько, сколько мы можем минимально приобрести. Никаких половинок или четвертинок - отходов не будет.

Кстати, про отходы: их будет немало. Нормальный мясник почистит тушу, уберет ненужные плёнки и пузырчатую соединительную ткань, почки, яйца (туша на бойне обязательно продается с почками и яйцами- индикатором пола и возраста животного) и «замок» (первый позвонок шейного отдела). Всего от 30-килограмовой туши барана мы получим минимум 3 кг отходов. Минимум!

Арифметика выходит следующая:

Расходы:
1) Туша барана 30 кг - 8400 рублей
2) Услуги мясника на рынке - 500 рублей
3) Транспорт (ГСМ без учёта амортизации транспорта) - минимум 300 рублей
Всего расходов, по самым скромным подсчётам, на 9200 рублей.

Доходы: туша барана порубленная, 27 кг - 10260 рублей. А это по самым НЕскромным подсчётам и только  при условии, что реализован будет весь баран, без остатков, т.е. никаких полутуш и четверть-туш…

«Гешефт» совсем немного превышает 1000 рублей. Это какая-то спекуляция низшего сорта на грани убыточности.

Вариант второй - производитель.

Совершенно ясно, что производитель берёт барана из своей отары. Берёт от овцы, родившей этого барана. Я всегда говорю, что овцы, по сути - это такие мини-заводики по производству денег: большую часть года этот «заводик» сам себя кормит, ежегодно приносит потомство, даёт шерсть, может давать молоко. Вокруг этого «заводика» может расти другой бизнес, например, связанный с агротуризмом. Когда отара своя, фермер не зацикливается на сбыте: продался молодняк - хорошо, не продался - тоже неплохо, т.к. отара растёт, «капитализация» растёт, потенциальные доходы растут, а сбыт - дело времени.

Быть производителем трудно, но приятно. Сейчас в стране такая ситуация, когда производством мало кто занимается. Поэтому к реальным производителям относятся с уважением.

Что касается денег (как в первом варианте), то тут всё несколько проще и много прибыльнее:

Порезанный 30-килограммовый баран продастся, как и в первом случае, за 10260 рублей (ну, я отдам за 10200 - всегда округляю немного в меньшую сторону). Мяснику платить ничего не буду - порублю сам на бойне или порубит кто-то из помощников. Транспортные расходы будут гораздо больше, нежели в первом случае - баран попал на бойню спец.транспортом, эти расходы тоже стоит учитывать. Закрою по максимуму - 1000 рублей/голова. Еще в расходы нужно записать ветеринарию (прививки, анализы, карантин и выдача справок) и корма. Корма - самая большая расходная часть. Но мы стараемся всеми силами её уменьшить - заготовка сена своими силами и полный отказ от комбикормов позволяет сильно экономить, а еще удается проявлять смекалку: с хлебозавода для «подкорма»  можно брать нереализованную продукцию за символическую плату. А маслозавод регулярно выбрасывает жмых семечки (лакомство для овец), но с водителями можно договориться и всего за несколько сотен рублей купить несколько тонн этого «овечьего деликатеса». В общем, кто ищет - тот всегда найдёт. И, конечно, производитель, в отличие от посредника, заработает на одном баране никак не одну тысячу рублей. Я уже промолчу, что семейное производство - дело длинных перспектив. Дело, на котором можно воспитывать и дело, которое можно завещать.

о фермерском бизнесе, о себе

Previous post Next post
Up