Раскрываю танковые секреты натовской базы! MUMA, часть 2

Nov 04, 2017 19:33

или Танки времён Гражданской войны в Испании.

И вот мы в специальном музейном ангаре, который был сооружён в 2013 году. Теперь часть экспозиции защищена от непогоды и её можно спокойно рассмотреть, невзирая на жаркое солнце или внезапный дождь.



Пришло время рассказать о танках времён Гражданской войны, которые экспонируются в MUMA.
Так как я путешествовал по следам первого танкового боя красноармейцев против фашистов 29 октября 1936 года, то именно бронетехнике периода Гражданской войны уделил почти всё имевшееся в моём распоряжении время. Каюсь, искренне каюсь, что мало времени осталось на другие бронированные машины, но, надеюсь, не последний раз я в MUMA!




В основном тогда применялись итальянские, немецкие и советские танки.
Итак, основными танками, применявшимися в 1936-1939 годах в Испании, были итальянский CV-3/35, немецкий Pz.Kpfw.I (в СССР их звали Т-1) и советские Т-26 и БТ-5. Республиканцы, понятное дело, воевали на советской технике, а франкисты применяли итальянские, немецкие и трофейные советские машины.



Они выставлены в ангаре, специально построенном для бронетанкового музея в 2013 году.
Что интересно, у итальянских и немецких танков вооружение было только пулемётным, за исключением нескольких итальянских танкеток, имевших огнемётное вооружение, что делало их грозным врагом как танков противника, так и полевых укреплений. А вот у советских танков были как пушки, так и пулемёты, в том числе зенитные.



Но вначале немного остановимся на грозном противнике танков - артиллерии.
Самыми первыми в бой вступили итальянские малышки, поступившие к франкистам ещё в августе. Собственно, у нас их справедливо называют танкетками, но гордые потомки римлян заявили, что это лёгкий танк, и никак иначе! 21 октября 1936 года возле городка Навалкарнеро оборонявшие его республиканцы, завидев итальянские «танки», тут же отступили. Итальянцы гордились настолько успехом, что назвали свою часть «Навалкарнеро».



О пушках и танках музея мне рассказывал старший лейтенант Игнасио Наварро.
Коса на камень нашла у итальянцев уже 29 октября 1936 года, когда впервые в бой вступили советские Т-26 и разгромили между Сесеньей и Эскивиасом отряд CV-3/35. Выяснилось, что Т-26 могли уничтожить «итальянок» первым же снарядом или играючи протаранить.



Это - «сорокопятка». Советская 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года. С их помощью республиканцы поражали танки франкистов. Что интересно, создана на основе лицензионной немецкой 37-миллиметровой пушки образца 1930 года 3,7-cm PaK 35/36. В конце 1931 года конструкторы завода № 8 установили в кожух 37-мм противотанковой пушки новую трубу калибра 45 мм и слегка укрепили лафет. На момент своего создания 45-мм пушка образца 1932 года была самым мощным противотанковым орудием в мире. Насколько я понял, данный экспонат выпущен в 1934 году: вместо деревянных колёс - фордовские от автомобиля ГАЗ-А на пневматических шинах.
Но неунывающие итальянцы быстро сообразили, как грамотно использовать преимущества своих лёгких машин, чтобы нивелировать недостатки - слабые вооружение и бронирование. Под девизом «Быстро к победе» CV-3/35 стали применяться для стремительных ударов там, где поблизости не было советских танков. И это работало! Неожиданные массированные удары при помощи CV-3/35 неоднократно заставляли республиканцев отступать.



CV-3/35. CV значит Carro veloce. То есть «быстрая повозка»!
В конце 1936 года на фронте оказались немецкие Pz.Kpfw.I. Танк был в двух модификациях. Уже в самые первые бои Pz.Kpfw.I Ausf.A показали свою слабость, так что с декабря в Испанию пошли танки Pz.Kpfw.I Ausf.B (По советскому обозначению Т-IВ).



Это итальянский лёгкий танк, разработанный фирмой «Ансальдо» совместно с известным автопроизводителем «Фиат» в начале 30-х годов XX века.
А 13 октября 1937 года в свой первый бой вступили танки БТ-5. Ах, кто не помнит обложку журнала «Моделист-Конструктор» за сентябрь 1979 года: БТ-5 в бою под Сарагосой! Да, именно там, близь городка Фуэтес-де-Эбро, 1-й отдельный интернациональный танковый полк - испанцы, русские, немцы, чехи, болгары - разгромил франкистов с Pz.Kpfw.I.



Длина 3,15 метра, ширина - 1,5 метра, высота - всего 1 метр 30 сантиметров!
И всё же, несмотря на техническое превосходство советской техники, победили франкисты, а республиканцы проиграли. Увы, но главной причиной оказалось то, что республиканское командование, включая, как эти ни печально признавать, советских офицеров... не умело соответствующим образом воевать, несмотря на героизм и стойкость многих простых испанцев и воинов-интернационалистов. Боевая подготовка, дисциплина, взаимодействие разных родов войск и тактика у франкистов были сильнее и лучше.



Фактически, это танкетка - лёгкая бронированная машина на гусеничном ходу, предназначавшаяся для повышения подвижности пехоты, так как обеспечивала непрерывную поддержку её движения огнём. К слову, в СССР одно время танкетки именовались гусеничными пулемётовозами.
Чего стоит, к примеру, то, что республиканское командование на каталонском фронте рассматривало Т-26 как... излишне тяжёлые и вдобавок как недостаточно эффективные! Они издевались, что ли? Какой еще эффективности нужно было испанцам от советских машин, если у Pz.Kpfw.I и CV 3/35 не было пушек, а у наших они были?!



За весь период войны 56 из 149 танкеток, переданных Италией франкистам, было уничтожено и безвозвратно утрачено в боях, по техническим и иным причинам. По меньшей мере 10 из них попали к республиканцам и использовались ими.
По большому счёту, причины поражения республиканцев в 1939 году тесным образом связаны с тем, что произошло в СССР в 1941 году. Советские командиры, побывавшие в Испании, напирали на недостатки Т-26 и БТ-5 и «ленность» испанцев, но умалчивали о своих тактических просчётах. Мол, дайте нам технику получше, и уж тогда мы ка-а-ак... В результате даже с Т-34 и КВ-1 советское командование понесло тяжёлые поражения на начальном этапе войны. А хуже всего дела обстояли как раз в Белоруссии, где командиром Западного особого военного округа был прошедший Испанию под псевдонимом «Пабло» танкист Дмитрий Григорьевич Павлов.



Башни у CV-3/35 не было, что также делает более весомым обозначение этой машины не лёгким танком, а лишь танкеткой. Размещение вооружения в установке с ограниченными углами горизонтального наведения лишало машину возможности быстрого манёвра огнём.
С другой стороны, победившие в Испании немцы излишне самоуверенно понадеялись на то, что они одной тактикой и выучкой обойдутся, даже в войне против лучше вооружённого противника. Ведь им, в отличие от красных командиров, не помешали победить ни недостатки Pz.Kpfw.I, ни то, что они тоже с горечью отмечали, что «испанцы быстро учатся, но также быстро забывают то, что выучили».



У «итальянок» был рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения мощностью 43 л.с., который обеспечивал скорость по шоссе в 42 км/ч. Не даром девизом итальянских танкистов тогда было «Быстро к победе»!
Короче, смотрите фотографии и наслаждайтесь. Вот эти грозные лёгкие танки 80 лет назад наводили страх на противника и выглядели мощными бронированными монстрами! А завтра ждите продолжение - расскажу, что ещё есть в MUMA.



Подвеска, говорят, была не очень. Но для испанского рельефа годилась. А испытания трофейных образцов в СССР показали, что танкетка не приспособлена для действий в зимних условиях: она вязла в глубоком снегу, а экипаж замерзал в боевом отделении, возможность обогрева которого была не предусмотрена конструкторами.



Вооружение CV-3/35 составляли два спаренных 6,5-мм пулемёта. Однако были машины с огнемётами, что делало их грозными врагами как танков, так и укреплений. В том числе за счёт высокого психологического воздействия своего оружия.



Pz.Kpfw.I Ausf.B. То есть Panzerkampfwagen I Ausführung (модификации) B. Сокращённо также именовался просто Panzer I. Интересно, что в советской литературе традиционно обозначался как Т-1. Ведь Panzer - это в переводе значит «танк».



Это германский лёгкий танк, разработанный в 1930-1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц».



Длина корпуса 4,02 метра, ширина - 2,06 метра, а высота - 172 см. В обуви я с ним одного роста :)



У танка есть башня, в которой размещены два 7,92-мм пулемёта MG-13.



Испанцы прозвали немецкие танки «негрилос» за тёмно-серый цвет, в который они были окрашены.



Всего в Испанию было поставлено 106 Pz.Kpfw.I, по меньшей мере один из них попал в руки республиканцев.



У танка был горизонтально-оппозитный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 57 лошадиных сил. Он обеспечивал скорость хода по шоссе в 37 км/ч, а по пересечённой местности - 10-12 км/ч.



Экипаж танка, как и у итальянцев, состоял из двух человек.



Как и итальянские машины, Pz.Kpfw.I оказались неспособны бороться с лёгкими советскими танками. Несмотря на то, что 7,92-мм бронебойные пули марки S.m.K.H. пробивали броню Т-26 на дистанции в 120-150 метров, после первоначальных успехов, достигнутых с помощью их применения, советские танковые подразделения сменили тактику. Держась на значительных расстояниях, часто до 1000 метров, Т-26 безнаказанно расстреливали немецкую технику, пользуясь подавляющим преимуществом своих 45-мм пушек, поражавших Pz.Kpfw.I практически на любой дистанции прицельной стрельбы.



И вот мы подошли к подлинной жемчужине коллекции MUMA.



Это три советских танка Т-26. Самые многочисленные танки Гражданской войны в Испании! Экипаж каждого их них также состоял из трёх человек.



Как свидетельствует раскраска и обозначения, два из них воевали на стороне республиканцев, один, который ближе к нам на фото - на стороне франкистов.



Основательно наснимал красавцев на видеокамеру для фильма «Славная годовщина: первый танковый бой Красной Армии!».



Т-26 - советский лёгкий танк, созданный на основе английского танка Vickers Mk E (также известного как «Виккерс 6-тонный»), закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году.



Прикоснуться к живой легенде - это дорогого стоит! На этих боевых машинах советские танкисты дали бой фашистам и нацистам задолго до Великой Отечественной войны!



Длина корпуса составляет 4,62 метра, ширина - 2,44 метра, высота - 2,19 метра. Подлинные гиганты по сравнению с итальянскими и немецкими танками.



Т-26 были вооружены 45-мм пушкой 20К и 7,62-мм пулемётом ДТ. На танке, что ближе к нам, к тому же имелась зенитная установка П-40.



У танка был рядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 90 лошадиных сил, который обеспечивал скорость хода по шоссе в 30 км/ч.



По советским данным, в Испанию было поставлено 297 танков Т-26.



На поставляемых в Испанию машинах устанавливались радиостанции 71-ТК-1. Антенна крепилась вокруг башни.



Бои в Испании продемонстрировали, с одной стороны, превосходство Т-26 над итальянской и немецкой техникой, а с другой - недостаточную броневую защиту Т-26. Даже его лобовая броня пробивалась снарядами 37-мм противотанковых орудий на всех дистанциях действительного огня.



За захват танка Т-26 командование франкистов давало премию в 500 песет. К примеру, это месячная зарплата американского пилота у республиканцев. А ведь пилоты были тогда наиболее ценными кадрами. Интересно, что особенно активно «добывали» наши танки марокканцы, для которых это были вообще сумасшедшие деньги, которые они с радостью посылали своим семьям в Африку, как многие современные гастарбайтеры в Европе. В итоге мятежники раздобыли в качестве трофеев около 150 разных советских танков и бронеавтомобилей. И это лишь те машины, что они смогли отремонтировать и использовать затем у себя в армии.



По словам старшего лейтенанта Наварро, Т-26 очень ценились франкистами. Настолько, что танковые части одно время включили в состав Испанского иностранного легиона, самого боеспособного воинского соединения мятежников.



Пока снимаю Т-26, обратите внимание на бронеавтомобиль UNL-35. Он был создан республиканцами на основе советского бронеавтомобиля БА-6. Проектирование бронемашины проходило на металлургическом заводе № 22 «Unión Naval de Levante» в Сегунто (ранее выполнявшего заказы для испанского флота) при участии советских военных специалистов (общее руководство осуществлял военинженер Николай Алымов, также в проектировании участвовал Борис Генчев - именно он предложил устанавливать на выпускаемые машины дополнительный бак с водой для охлаждения двигателя). Вопросами организации производства броневого проката на заводе «Atlos Hornos de Sagunto» занимался советский гражданский специалист инженер Андриан Воробьёв. Было выпущено не менее 120 UNL-35, которые после победы Франко оставались на вооружении испанской армии до 1957 года. А в Испанском Марокко последние бронемашины этого типа вообще были заменены бронетехникой американского и французского производства только в 1963-1965 годах!



Надо заметить, что самые первые Т-26 оказались в руках франкистов уже после первого же боя, в котором они применялись. Три машины были захвачены в Сесенье и Эскивиасе, а потом отбуксированы в Юнкос, где их с восхищением изучали испанцы.



Кроме того, в войну приняли участие советские танки БТ-5, многие из которых также оказались захвачены франкистами. К сожалению, в MUMA нет ни одного образца этих танков.



Между прочим, один из этих танков до сих пор на ходу! Угадаете, какой? А ответ вы сможете узнать в видео «Славная годовщина: первый танковый бой Красной Армии!» :)



Конечно, сейчас в это трудно поверить, но 80 лет назад это были одни из самых современных и мощных лёгких танков в мире. Так, перед сражением у Сесеньи, узнав что у мятежников 15-тысячная армия, а силы республиканцев значительно меньше, Поль Арман заявил испанскому генералу: «Положение не так уж безнадёжно. У них 15 тысяч солдат, у нас 15 танков - силы равные».



Затем Т-26 приняли участие в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе, в Польском походе и Зимней войне. А 22 июня 1941 года снова вступили в бой с фашистами. Слабое (противопульное) бронирование и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Тем не менее, следует отметить, что бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени было, в свою очередь, уязвимым для орудий Т-26. Кроме того, достаточно значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. А в последний раз Т-26 применялся в 1945 году против Квантунской армии в Маньчжурии.



Ну что ж, пора двигаться дальше! А на заднем плане, справа от меня, если что, американский полугусеничный бронетранспортёр M3 (Half-Track Personnel Carrier M3) и немецкое самоходное орудие Sturmgeschütz III - StuG III Ausf.G.

Раскрываю танковые секреты натовской базы!
MUMA, часть 1;
MUMA, часть 2;
MUMA, часть 3;
MUMA, часть 4.
Кроме того, фотографии из Бронетанкового музея на базе Эль-Голосо можно найти тут и тут.
А здесь сайт самого музея.

Испания, танки, Мадрид, музеинг, Гражданская война

Previous post Next post
Up