Последний приют сынов Изумрудного острова

Aug 14, 2023 13:26


Родились в Ирландии, послужили России, упокоились в Латвии - таков путь двух рижских генерал-губернаторов.

В этом году демонстративно игнорируются два юбилея, связанные с генерал-губернаторами Риги: 345-летие со дня рождения генерал-фельдмаршала графа Петра Петровича Ласси (1678-1751) и 325-летие со дня рождения генерал-аншефа графа Юрия Юрьевича Броуна (1698-1792). Между тем их объединяла не только общая должность (Ласси был генерал-губернатором с 1740 г. до конца жизни, Броун - с 1762), но и гораздо больше: оба были выходцами из Ирландии (даже из одного графства Лимерик), имели родственные связи (Броун стал зятем Ласси, мужем его старшей дочери), были ревностными католиками и в итоге упокоились в одном и том же месте: в крипте курляндского католического костёла в Шёнберге.



В Кибитке старца Амвросия про это появилась замечательная статья, которую с его разрешения размещаю в ЖЖ.





И.Я. Хайд. Портрет графа П.П. Ласси. Середина XVIII в.



Неизвестный художник. Портрет графа П.П. Ласси. XVIII в. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.



Й.Г. Мансфельд. Портрет графа Ю.Ю. Броуна. Конец XVIII в.



И.К. Бротце с оригинала А. Штетина 1778 г. Портрет графа Ю.Ю. Броуна. Конец XVIII в. Рукопись Monumente…, Академическая библиотека Латвийского Университета.



Й.Г. Мансфельд с оригинала А. Штетина 1778 г. Портрет графа Ю.Ю. Броуна. Конец XVIII в.

Шёнберг, ныне посёлок Скайсткалне в Бауском крае - местечко на самой границе с Литвой. Церковь на этом месте была заложена в 1658 году, когда местный помещик Иосиф Кармель-Берк, ослепнув от болезни, якобы после горячих молитв прозрел и обещал в благодарность построить здесь храм. Католическую церковь освятили в 1666 году, уже после смерти прозревшего. В том же году здесь была основана иезуитская миссия, действовавшая до запрета их деятельности в Курляндии в 1773 г.

Нынешняя церковь, если верить надписи на фронтоне, была завершена в 1692 г. С тех пор роскошный барокальный храм (первый двухбашенный на территории Латвии) украшает окрестности почти без изменений. Разве что в 1944 г. во время боёв были уничтожены оба шпиля и часть фасада. Приход своими силами как мог восстановил крышу, но южная башня в итоге укоротилась наполовину, а северная получила низенькую крышу. В 1949 г. близлежащий монастырь капуцинов закрыли, и церковь более полувека простояла недовосстановленной. В 1992 г. сюда переехали паулины, и в последние годы стараниями братьев (наверняка не без помощи Ватикана) храм наконец приобретает первоначальный вид.



В. Кнопфмахер с рисунка В. Штефенхагена. Вид Шёнберга в Курляндии. Из «Балтийского Альбома», 1862.

Вот и в июле 2023 года экипаж Кибитки застал храм в строительных лесах - похоже, работы близятся к завершению.



Скайсткалнская церковь. Фото А.А. Ржавина, июль 2023.

Во дворе сиротливо стоит памятник, раскрывающий причину, по которой братьев-монахов прикрыли в 1949-м: капуцины после войны укрывали у себя национальных партизан (т.е. бандитов) и прочих нелегалов.



У входа стоит ряд белых крестов в честь настоятелей храма. И если последние из них и являются надгробиями, то самые ранние священники, умершие ещё в конце XVIII века, либо перезахоронены сюда, либо до сих пор покоятся не здесь, а в подземельях церкви.



Именно ради этих подземелий экипаж Кибитки и приехал сюда. К счастью, войны, революции и прочие потрясения не задели интерьеры Скайсткалнского храма - конечно, с поправкой на неизбежный локальный вандализм разных жуликов. Но в целом большая часть убранства XVII-XVIII веков сохранилась. И главное: сохранились захоронения окрестных священников, военных и прочих дворян в подземном склепе. Скайсткалне - одно из немногих мест, где эти подземелья не замурованы, а даже открыты для посещения (если согласовать его с настоятелем).



Рабочие дружно подняли люки в полу, и двум краеведам открылся вход в крипту - ту самую, где упокоились Ласси, Броун и их родственники. Но начнём с разочарования. Увы, до наших дней захоронения генерал-губернаторов не сохранились - по крайней мере в первозданном виде. Злодейская рука грабителей не раз прошлась по захоронениям, растревожила их прах, разбросала кости и поломала гробы. Сохранившиеся мумии безымянны - таблички с эпитафиями когда-то были сорваны и разбросаны. Но даже сохранившегося достаточно, чтобы понять масштаб - за полтора века здесь упокоились десятки примечательных личностей.

Мы не стали первооткрывателями. Много лет назад (похоже, даже до войны) здесь побывал врач Бауской больницы, краевед и фотограф-любитель Эгберт Леонович Бухгольц (1896-1968). Честь и хвала краеведам прошлого, которые безо всяких интернетов исследовали загадки прошлого - и разгадывали!

Бухгольц писал в 1967 году в местной газете «Komunisma ceļš»:

Проводя исторические исследования, совершенно неожиданно всплывают новые открытия. В исторической литературе давно зафиксирован факт, что де Ласси похоронен в Скайсткалнской церкви, но где именно - позабыто. Много лет назад я заметил, что одно зарешеченное подвальное окно с южной стороны взломано. Попросил разрешения осмотреть подвал. Меня обвязали крепкой верёвкой и спустили в подземелье. На глинобитном полу увидел человеческие кости, черепа и прогнившие дубовые доски в 5 сантиметров толщиной. На полу виднелись железные выступы, на которые, очевидно, опирались гробы. У задней стены стоял хорошо сохранившийся цинковый гроб. На полу нашёл металлическую эпитафию, посвящённую фельдмаршалу де Ласси. Значит, он был похоронен здесь, в этом подвале, и один из этих черепов принадлежал ему. Я заинтересовался цинковым гробом. Приближаясь к нему, увидел, что вся стена за ним покрыта необычной бархатной тканью. Прикоснувшись к ней локтем, «ткань» внезапно оживилась и превратилась в миллионы комаров, которые бросились на меня, лезли в глаза, уши, нос. С отвращением мне пришлось минут 15 с ними бороться, пока не достиг гроба. Поднявши крышку, увидел останки солдата, чёрный костюм, сапоги… В изголовье нашёл другую эпитафию, на которой была хорошо читаемая надпись, но не было имени. Наверху был герб. Сфотографировал это всё и подал знак, чтобы подняли меня наверх. Увидел яркое солнце…

Фотоснимки отослал в Рижский исторический музей, чтобы по гербу определить, кто похоронен в цинковом гробу. Музей ответил, что это родовой герб де Ласси. Значит, в Скайсткалне похоронен не один, а два де Ласси. Нет ли здесь какой мистификации? Может, этот второй - родственник, может даже сын первого? Запросил сведения у Военно-научного управления Генерального штаба ВС СССР в Министерстве обороны. Мне ответили, что Георг де Ласси - генерал-майор, сын фельдмаршала. Так разрешилась историческая загадка.



Заметка в газете Komunisma Ceļš, № 36 (25 марта 1967)

Ещё лет десять лет назад гробы были выставлены в центральной крипте. Сейчас её отремонтировали и приспособили под церемониальный зал. Часть гробов оставили в закутке, перекрытом окошком - их видно за стеклом.





Нас же пустили в две боковые камеры с южной стороны - именно сюда спускался Бухгольц. Не окошки - бойницы впускают в помещение редкие лучики света. Воздух сухой, спёртый. Микроклимат склепа поспособствовал естественной мумификации тел, они просто высохли. У многих сохранилась кожа, а у некоторых - даже остатки мягких тканей. Естественные жидкости быстро покинули тело, и для гнилостных бактерий не осталось питательной среды. Не исключено, что некоторые тела подвергли бальзамированию - например, когда останки перевозили издалека.

Несмотря на продолжающийся ремонт, здесь всё ещё видны следы разграблений: на полу среди трухи беспорядочно свалены остатки гробовых досок и окислившиеся жестяные эпитафии. Некоторые надписи читаются отлично, другие почти исчезли, но несомненно все они годятся для реставрации - были бы средства. Сами гробы действительно покоятся на поперечных железных брусьях в два ряда. На некоторых ещё сохранились остатки ткани, парчи, изящные ручки и эпитафии. Другие же лежат без крышки или задней стенки, в них видны дворянские останки. Когда-то они были одеты в роскошные кафтаны, камзолы и платья. Грабители украли почти всю одежду, и тела в лучшем случае остались в белье, покрытые саванами: кто-то с голыми пятками, кто-то вовсе без оных. Между большими гробами втиснуты маленькие: детские кости превратились в труху. Один из гробиков наполнен черепами. К сожалению, почти все гробы теперь стали безымянными, ведь таблички с эпитафиями были сорваны жуликами или упали сами с обветшавшей парчи. Дерево рассохлось настолько, что стало легче лёгкого: нам рассказывали, что гроб может без труда поднять один человек.







В дальнем углу тот самый металлический саркофаг, о котором писал Бухгольц. Он сохранился лучше всех: при ручках, декоре, гербах и эпитафиях. Это действительно гроб генерал-майора Георгия Петровича Ласси (1716-1743), сына генерал-губернатора. Надпись с саркофага в своё время переписал наш выдающийся краевед Иоганн Кристоф Бротце (1742-1823): поэтому новость Бухгольца не стала сенсацией, но примечателен сам факт, что сохранился генеральский саркофаг и останки.

Как сказал хранитель, саркофаг доверху наполнен найденными на полу костями; через щель видна ткань от одеяний.



Саркофаг генерал-майора графа Г.П. Ласси (1716-1743)

Этот гроб, как и всё подземелье в целом, стал братской могилой: дворяне, клирики, губернаторы и военные соединились и перемешались в одном помещении в один общий безымянный прах. Такова участь большинства захоронений в склепах на территории Латвии: хорошо хоть, что после грабежей остаются частицы бренного праха, которые можно относительно цивилизованно захоронить.



Эпитафия графа Ю.Ю. Броуна (169-1792)

Мы можем лишь восстановить несколько имён с жестяных табличек да эпитафий в самой церкви. Во-первых, разумеется, это два генерал-губернатора Риги: генерал-фельдмаршал граф Пётр Петрович Ласси и его зять генерал-аншеф граф Юрий Юрьевич Броун. Обоим в церкви были установлены эпитафии. Эпитафию Броуну из позолоченной жести до сих пор можно увидеть на прежнем месте на южной стене церкви, прямо над люком в подземелье. Живописная же эпитафия Ласси на досках была увезена в Рундальский дворец-музей и теперь хранится в запасниках.



Саркофаг генерал-майора графа Г.П. Ласси (1716-1743). Детали

Во-вторых, это уже упомянутый генерал-майор Георгий Петрович Ласси, кавалер ордена Св. Александра Невского, изображённого на саркофаге. Бухгольц утверждал, что видел его в гробу в военной форме и в сапогах. Сейчас ему в лучшем случае приходится «делить» домовину с останками других покойников.





Саркофаг генерал-майора графа Г.П. Ласси (1716-1743). Детали

В-третьих, здесь похоронена первая супруга Прибалтийского генерал-губернатора генерал-адъютанта маркиза Ф.О. Паулуччи Вильгельмина Франциска, ур. фон Кошкуль (1778-1824). Её каменное надгробие сохранилось и вмуровано всё в ту же южную стену.





Надгробие маркизы В.Ф. Паулуччи, ур. Кошкуль (1778--1824)

В склепе сохранилась роскошная табличка с её гроба с подробным текстом и совмещённым гербом Паулуччи-Кошкулей:

«Вильгельмина Франциска маркиза Паулучи, урождённая рейхсграфиня Кошкуль, дама ордена Св. Екатерины, супруга Его Сиятельства господина военного губернатора Риги и генерал-губернатора Пскова, Лифляндии, Эстляндии и Курляндии, родилась 19 декабря 1779, скончалась [дальше неразборчиво]»







Эпитафия маркизы В.Ф. Паулуччи, ур. Кошкуль (1778-1824)

Здесь же табличка малолетней дочери Паулуччи от второго брака с адмиральской дочкой Клавдией Кобли. Маленькая Генриетта родилась в Риге в мае 1827 года, а умерла в марте 1829.



Эпитафия маркизы Г.Ф.. Паулуччи (1827-1829)

Другая роскошная табличка принадлежит дочери одного губернатора и супруге другого: графине Елене Ласси, в браке баронессе фон Броун (1717-1764). Юрий Юрьевич был произведён в графское достоинство в 1774 году, спустя десять лет после смерти жены, и Елена Петровна так и осталась баронессой.





Эпитафия баронессы Е.П. Броун (1717-1764)

А вот табличка бригадиру Иоганну Георгу фон Броуну (1767-1827), сыну губернатора, уроженцу Риги, но большая часть жизни которого прошла в Вене (он даже был покровителем Бетховена). Странно! В литературе пишут, что Иван Юрьевич Броун умер в Вене, где и был похоронен в склепе своего дяди, австрийского фельдмаршала Франца Морица фон Ласси (1725-1801). Но получается, это не так, и прах Броуна похоронен вместе с родителями. Сенсация!







Эпитафия бригадира графа И.Ю.Броуна (1767-1827)

Это не единственная путаница. Вот уже долгое время в русской Википедии портрет Броуна-сына иллюстрирует статью о Броуне-отце. Стыдно, википедики!



И.К. Бротце. Портрет графа И.Ю. Броуна. Конец XVIII в. Рукопись Monumente…, Академическая библиотека Латвийского Университета.



Й.Г. Мансфельд. Портрет графа И.Ю. Броуна. Конец XVIII в.

Следующая табличка - в честь внука губернатора графа Морица Георга Андреаса фон Броуна (1798-1819). Мориц получил блестящее образование, путешествовал по Европе, увлекался музыкой, но, к несчастью родителей, умер в 21 год. Ивану Юрьевичу наследовал его брат, умерший бездетным в 1835 году, после чего род Броунов окончательно пресёкся, а их огромные владения в Лифляндии стали предметом тяжб между Ригой и Веной.





Эпитафия графа М.Г.А. Броуна (1798-1819)

Вот табличка генеральше Анне Марии де Бриньи, ур. де Брильи (1713-1750). Её отец - итальянец, инженер, при Петре I переехавший в Россию, на русской службе именовавшийся Андреем Францевичем Дебрилли (или даже Брылем, ум. 1754). Участвовал в Крымских походах Миниха и Ласси и дослужился до генерал-лейтенанта. Супруг Анны Марии - генерал-поручик Андриан Петрович де Бриньи (1693-1746), служил на Дону, под командой всё того же Ласси в 1736 г. штурмовал Азов, затем был начальником Днепровской флотилии. В начале 1740-х годов, будучи обер-комендантом в Ревеле, Бриньи дружил с начальником артиллерии Ревельской крепости подполковником Абрамом Петровичем Ганнибалом, арапом Петра Великого. Затем участвовал в русско-шведской войне 1741-1743 гг. Анна Мария была его второй женой; в 1748 г. за заслуги покойного мужа ей была пожалована в пожизненное владение мыза Кёнигсгоф Рижского уезда, ныне Кёни Валмиерского края.



Эпитафия А.М. де Бриньи, ур. де Брильи (1713-1750)

Поистёрся текст, но ещё сохранился декор с Адамовой головой на табличке генерал-лейтенантше Анне Жозефине Тизенгаузен, ур. баронессе Гильдпрандт фон унд цу Оттенгаузен (1711-1767), представительнице богемского рода, родившей, если верить табличке, 9 детей. Её супруг - генерал-поручик Фабиан Георг (Иван Иванович) Тизенгаузен (1715-1767), обер-комендант Ревеля.







Эпитафия А.Ж. Тизенгаузен, ур. баронессы Гильдпрандт фон унд цу Оттенгаузен (1711-1767)

В отличие от дальних родственников, графов Тизенгаузенов, среди которых наиболее знаменит зять Кутузова и прототип Андрея Болконского граф Фёдор Иванович Тизенгаузен (1782-1805), в этой боковой нетитулованной ветви Тизенгаузенов нет громких имён. Зато они стали основателями династии моряков, и внук нашей Анны Фаддей Яковлевич Тизенгаузен (1781-1820) служил в эскадре адмирала Сенявина, а затем доблестно сражался во время Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов.



Неизвестный художник. Портрет капитана 2-го ранга Ф.Я. Тизенгаузена (1781-1820). 1818. Государственный Русский музей.

Увы, остальные надписи разобрать так и не удалось. Больше не прочесть эпитафии губернатора Ласси! А ведь на многих табличках видна военная арматура. А у стены стоит неплохо сохранившаяся гробовая доска с ручками, неизвестным вензелем и даже с неплохо сохранившейся бархатной обивкой.

В церковном полу тоже находились надгробные плиты, но в конце XIX в. во время одного из ремонтов поверх них уложили кафельный пол. Известно, что одна из них посвящена представителям рода Кармель-Берков, основавших храм, а другая - торговцу Франциску ван Долре.







Неизвестная гробовая доска с элементами декора

Всё это, конечно, хорошо, но случайный путник без предварительных знаний, оказавшийся в храме, может и не узнать, что здесь покоятся два выдающихся ирландца. Не узнает и попав в Ригу - в столице в честь Ласси и Броуна нет никаких памятников или досок. Кто же возьмётся за дело?

На странице посольства Ирландии в Латвии в разделе «Our Role» написано: «We work to promote and protect Irish interests in Latvia whether it is by promoting Irish economic and business interests, helping the Irish community in Latvia». А разве сохранение, тут точнее даже восстановление памяти о видных ирландцах, живших на территории современной Латвии и сделавших многое во благо Риги, не может считаться помощью ирландской общине в Латвии? А заодно и укреплением ирландско-латвийских культурных связей? Дипломаты пишут: «We're involved in a range of cultural activities, which raise awareness of Ireland and also enhance our ties with Latvia».

Поэтому, склонив головы перед останками прославленных сынов Изумрудного острова, члены шёнбергской экспедиции решили: нужно не только продолжить работу по расшифровке табличек из провинциального склепа - латвийскую столицу непременно должны украсить памятные плиты, посвящённые рижским генерал-губернаторам ирландского происхождения Ласси и Броуну. На ирландском, латышском, английском и, разумеется, русском. Что думает читатель по этому поводу? Стоит ли экипажу Кибитки отправляться в сию монументальную одиссею? С интересом почитаем ваше мнение на этот счёт!

Ласси, Россия, Земгале, храм, Русская императорская армия, Рига, Латвия, родословие, памятники, Ирландия, Броун, Скайсткалне

Previous post Next post
Up