105 лет гибели комбрига Яна Юдина и явлению «памятника Иуде»

Aug 12, 2023 13:20


Первое переименование советской власти: в честь православного латыша-большевика и по предложению Троцкого.



В 1921 году в Дании вышла в свет книга «Den røde have» (Красный сад), которая мгновенно стала бестселлером и уже в следующем году была опубликована на английском языке - « The Red Garden». Её автором был молодой датский дипломат Хеннинг Келер (Henning Kehler, 1891-1979). В книге он красочно описал увиденное им лично в далёкой и загадочной молодой Советской России. Особенно за душу цепляло описание открытия инфернальными большевиками памятника Иуде Искариоту в Свияжске в августе 1918 года. Представляю, как от прочитанного глаза на лоб уходили у респектабельных буржуа, а их богобоязненные супруги хватались за сердца.



Сказка широко разошлась в антибольшевистских кругах, зажила своей жизнью. По завершению Гражданской войны «очевидцы» и СМИ заверяли, что памятники Иуде были не только в Свияжске, но и Тамбове, Козлове и других городах. Дошло до того, что «Церковные ведомости» Русской православной церкви заграницей освятили своим авторитетом эту басню.



«Церковные ведомости» РПЦЗ, №23-24, 1923.

В Перестройку, понятное дело, сказка получила второе дыхание. Говорят (виноват, вот уже поленился лично проверять - цейтнот), даже в «Российской газете» и на ОРТ о памятнике Иуде в Свияжске сообщали, как о реально задокументированном факте. Даже местные гиды в Свияжске чуть ли не мамой клянутся, утверждая, что такой памятник был (с аргументом «ну, большевики же не любили религию и могли поставить такой памятник»). При этом ни одной фотографии, ни одного даже рисунка этого фантастического монумента! Не говоря уже о документах. Кульминацией же стала, скажем так, художественная реконструкция установки этого памятника в фильме «Ангелы революции». Который, по словам авторов, был основан на реальных событиях. Излишне говорить, что кино было создано при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Министром тогда был одиозный верноподданный Владимир Ростиславович Мединский, если кто забыл.



Скульптура Иуды Искариотского - реквизит фильма «Ангелы революции», созданного в 2014 года при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

И всё бы ничего, но тут получилось классическое «врёт как очевидец». Детали повествования датчанина Келера показывают, что он местами просто не понимал происходившего, а местами, мягко говоря, фантазировал: Sviagorod вместо Свияжска, шеврон «батальона смерти» у большевика и т.п. Хайповал, как бы сейчас сказали. Но реальная основа у события всё же была!

После стычки 14 мая 1918 года между чехами, ехавшими по Транссибу на восток во Владивосток для переброски через океан на французский участок фронта против Центральных держав, и двигавшимися им навстречу в западном направлении венграми, репатриируемыми большевиками по условиям Брестского договора, в Сибири полыхнуло так назваемое Восстание чехословацкого корпуса против советской власти. Началась горячая фаза Гражданской войны в России.

7 августа 1918 года части Народной армии КОМУЧа и чехословацкие легионеры полностью взяли под свой контроль Казань. Для «красных» это было тяжёлое поражение: они потеряли Поволжье - житницу страны, от них были отрезаны Средняя Азия и Сибирь. Но ещё мрачнее для них выглядели перспективы, если бы «белым» удалось двинуться дальше на Запад, к Москве. 11 августа ЦК РКП(б) выпустил воззвание «Волга должна быть Советской!» Но Рабоче-Крестьянская Красная Армия и без этого готовилась нанести контудар. В главный штаб Восточного фронта РККА, расположенный в Свияжске, прибыл наркомвоенмор Лев Давидович Троцкий, чтобы лично непосредственно всё контролировать. Командование Восточного фронта «красных» сформировало в районе западнее Казани Правобережную и Левобережную группы. Первой командовал Пётр Антонович Славен (Pēteris Slavens, 1874-1919), второй - Ян Андреевич Юдин (Jānis Judiņš, 1884-1918). Оба были латышами.



Ян Юдин. Рисунок из книги Николая Кондратьева «Сыны народа». Художник В. Озолиньш.

Николай Кондратьев в документальной повести «Сыны народа» в главе «Учитель» описывает это так. Весь день 9 августа Юдин приводил в боевой порядок прибывшие из разных городов красноармейские части: 3-й Курский, 1-й Брянский, 1-й Минский, 1-й Московский, 1-й Петроградский кавалерийский полки, Вяземскую артиллерийскую бригаду, Гомельскую батарею и другие. Штаб Юдина находился в вагоне на станции Красная Горка близь Казани.

10 августа на бронепоезде «Свободная Россия» он провёл разведку местности, по которой предстояло наступать его группе. На разъезде Новое Аракчино бронепоезд остановился и обстрелял своими 6-дюймовыми орудиями занятую «белыми» пристань. Они в ответ открыли огонь по бронепоезду с Верхне-Услонской и Печищенской гор. Отметив на карте позиции «белых», командующий дал приказ отступать. Снаряды противника порвали железнодорожное полотно, и под обстрелом команда бронепоезда принялась восстанавливать пути. Вместе с красноармейцами работал командующий группой, и бронепоезду удалось вырваться из огневого мешка.

11 августа полки группы сосредотились для атаки в направлении деревень Красная Горка и Порохозаводская слобода. Утром, после недолгой, но хорошо организованной артподготовки, «красные» пошли в атаку. Чехословаки не выдержали натиска и стали отступать к Казани. Юдин руководил боем с наблюдательного пунтка, оборудованного на колокольне церкви. Его радовали первые успехи: отбиты Красная Горка, Порохозаводская слобода, Караваево, Сухая река. Бронепоезд «Свободная Россия» прорвался сквозь цепи противника, оказался в двух верстах от Казанского вокзала и вёл огонь по казармам «белых».

Чехословаки, подтянув резервы, перешли в контратаку. Юдин бросил в бой Петроградский сводный отряд. В рукопашном бою красноармейцы отбросили «белых» за реку Казанку. Узнав об этом, Юдин решил ввести в бой 1-й Московский полк. Он спустился с колокольни, написал приказ и подозвал ординарца. В это время снаряд разорвался за его спиной. Юдин был сбит сног и смертельно ранен. Через полчаса он умер. Погиб и его ординарец, которого некоторые источники именуют Андреем Лапиным, земляком комбрига (а значит, он латыш Лапиньш?). Некоторые истчоники также говорят, что это произошло в ночь с 11 на 12 августа, поэтому последнюю дату указывают обычно во всех справочниках. Полагаю, этот вопрос надо ещё тщательно перепроверить казанским краеведам.

12 августа члены Революционного Военного Совета Восточного фронта специальным рапортом донести в Совет Народных Комиссаров: «...Во время боя с противником доблестной смертью пал Командующий группой наших войск товарищ Юдин. Смерть застигла товарища героя в тот момент, когда он после долгих часов подготовки, отдавал распоряжения... С ним вместе контужен помощник начальника штаба 2-й Советской латышской стрелковой бригады тов. Шейнфельд Карл. Революционный Военный Совет, выражая своё соболезнование семье товарища Юдина, просит вашего ходатайства о назначении семье товарища Юдина увеличенной пенсии, а также в ознаименование доблестной смерти товарища Юдина о переименовании станции Красная Горка - места гибели товарища», - в станцию Юдино. СНК с этим согласился и, за подписями председателя СНК Владимира Ильича Ульянова-Ленина и управляющего делами Совнаркома Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича, 14 августа принял постановление о переименовании железнодорожной станции Красная Горка в Юдино и назначении семье погибшего героя пенсии в размере 10 тысяч рублей в год.

Однако есть документы, которые ясно показывают, кто именно выдвинул инициативу о переименовании станции - первом переименовании топонима советской властью. В Российском Государственном Военном архиве хранятся подлинные приказы Народного Комиссара по военным и морским делам и председателя РВСР Троцкого. Там есть собственноручно написанный черновик и отпечатанный (ещё дореформенной орфографией!) документ следующего содержания: «Приказъ по Красной Армiи и Красному флоту №... „ “ Августа 1918 года. Ст. Свiяжскъ. По предложенiю моему Совѣтъ Народныхъ Комиссаровъ постановилъ: желѣзнодорожную станцiю „Красная Горка“, мѣсто геройской гибели командира бригады тов. Юдина - переименовать въ ст. „Юдино“. Приказываю это послѣднее названiе ввести въ всеобщее употребленiе. Народный Комиссаръ по Военнымъ и Морскимъ дѣламъ Л. Троцкiй». Интересно, что дата едва заметно прописана карандашом и выглядит то ли как «11», то ли как «20», то ли как «30».



Собственноручно написанный Львом Троцким черновик приказа о переименовании Красной Горки в Юдино. РГВА, фонд 4, опись 3, дело 200 (Подлинные приказы Народного Комиссара по военным и морским делам и председателя РВСР).



Печатный приказ о переименовании Красной Горки в Юдино. РГВА, фонд 4, опись 3, дело 200 (Подлинные приказы Народного Комиссара по военным и морским делам и председателя РВСР).

Так как «белым» в итоге тогда удалось отбить атаку «красных», и Казань была занята последними только 10 сентября, то Юдина похоронили в Свияжске, где располагалась ставка Троцкого. Судя по всему, свидетелем похорон и стал датский сказочник, простите, дипломат Келер, который то ли намеренно, то ли случайно фантасмагористично смешал Юдина с апостолом-предателем, раструбив о памятнике Иуде Искариотскому по всему миру. Потому что какой ещё Иуда может заслужить памятник от безбожных большевиков, логично ведь? А вот и нет!

Ян Андреевич Юдин появился на свет 5 (17) января 1884 года на хуторе Скуеш (Скуйеши, Skujieši) Лидернской волости Венденского уезда Лифляндской губернии Российской империи, а ныне Аронской волости (Aronas pagasts) Мадонского края (Madonas novads) Латвийской Республики.



Запись о рождении Яна Юдина в метрической книге православной Лидернской Сретенской церкви. LVVA, фонд 232, опись 2, дело 106.

В метрической книге православной Лидернской Сретенской церкви сказано, что его крестили 29 января (10 февраля) 1884 года с именем Иванъ. Родители записаны так: Эгофской волости, проживающий в Лидернской волости крестьянин Андрей Богдановъ Юдынь, лютеранского вероисповедания, и законная жена его Анна Иванова, православного вероисповедания. Крёстными родителями стали крестьяне брат и сестра Иванъ Андреевъ Путнынь и Маргарита Андреева Путнынь. Крестил священник Пётр Журавский.



Запись о браке родителей Яна Юдина. LVVA, фонд 232, опись 2, дело 104.

Родители будщего комбрига поженились 4 (16) апреля 1882 года. В церковной книге их имена указаны так: Лидернской волости деревни Купры крестьянин Андрей Яновъ Юдды, лютеранского вероисповедания (34 лет), и Лидернской волости деревни Скуеши крестьянская девица Анна Иванова Ремеръ, православного вероисповедания (34 лет).

Тут интересны три момента. Во-первых, да, будущий большевик Ян Юдин был православным латышом! Его мать была из семьи тех латышей, которые в 1848-1849 годах массово приняли православие. И с тех пор в Латвии есть много православных церквей, где службы ведётся не на русском, а на латышском. По законам Российской империи православная девица или вдова могла выйти замуж за инославного христианина (католика, лютеранина и т.п.), но дети в таком случае обязательно должны были быть крещены в православие. Только в очень редких случаях для некоторых приближенных к престолу допускались исключения. А вот предки Яна Юдина были простыми батраками, безземельными крестьянами.

Во-вторых, интересно отчество у его отца. Почему то «Янов(ич)», то «Богданов(ич)»? Дело в том, что Андрей Юдынь был внебрачным ребёнком. К сожалению, пока не нашёл записи о его рождении, чтобы понять, почему в некоторых документах отчество «Яновъ». Возможно, что по крёстному отцу. А вот то, что в некоторых записях он указан с отчеством «Богдановъ» является, на мой взгляд, позаимствованной традицией северо-западных русских. Например, в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии именно такое отчество давали вебрачным детям в XVIII-XIX веках. Власть в документах их уничижительно записывала «незаконнорожденными». А вот народ и церковь давали, на мой взгляд, добродушное отчество, которое со временем могло стать фамилией «Богданов». Конечно, в других местностях было иначе: где-то давали отчество по крёстному отцу, где-то по матери (матчество! даже Рюриковичу одному ещё в XII веке - князю галицкому Олегу, сыну Ярослава Осмомысла и его любовницы Анастасии Чагривны), где-то (у малоросов, к примеру) «Богдан» (фактически перевод имени Фёдор - Ѳеодоръ, Θεόδωρος, иногда как замена лютеранско-католического Gottlieb) было вполне обычным именем, и потому отчество «Богданов(ич)» было и у рождённого в законном браке.

В-третьих, интересна сама фамилия будущего комбрига. Итак, при рождении он был записан как Иванъ Юдынь. В списках членов общины он фигурирует как Иванъ Юдъ и Иванъ Андреевъ Юдинь. А в историю вошёл как Ян Андреевич Юдин (и если бы не имя, то кто бы его фамилию за латышскую принял). Что поделать, это была ещё эпоха неустоявшейся орфографии. По-латышски же имя звучит как Jānis Andreja dēls Judiņš. И мадонские краеведы подчёркивают, что именно так правильно, с кратким «u», а не с долгим «ū» - Jūdiņš. Однако удивительно, что предки его как раз записывались чаще с долгой «ū», которая по современной орфографии обозначается как «ū», а по старой - «uh», на немецкий манер. На хутор Купры Лидернской мызы из соседней мызы Экгоф (Eckhof) в 1862 году переселилась со своим сыном Андреем (Andreews, Andrievs) бабушка комбрига, которую звали Edde (Jacobs Tochter) Juhts. Её отец Jacob Jurris Sohn, дядя Jurri Jurris Sohn и другие родственники жили в основном на хуторе Платкай (Платкайи, Platkahj, Platkāji). В ревизских сказках за 1850 год фамилия писалась как Juhds и Juds, за 1834 и 1816 - Juhts.

С одной стороны, в Библии имя «Иуда» («Юда») носило много положительных персонажей. Даже был другой апостол из двенадцати с таким именем - не только Иуда Искариот, но и Иуда Иаковлев (Фаддей), сводный брать Иисуса Христа. В православии в честь него крестили некоторых детей, отчего в русском до сих пор бытуют фамилии Юдин, Юдашкин, Юденич, Юдов и некоторые другие. У немцев это имя пишется как Judas, у латышей - Jūda. Но вот была ли у лютеран практика наречения новорожденных таким именем (откуда потом могла бы получиться фамилия), в честь хороших библейских Иуд, я не знаю. Не встретил пока ни одного примера. В женском варианте как раз всё наоборот - имя Judith, Jutta (у немцев), Juta (у латышей) очень популярно. Но тут «u» краткая! А Jūta - это американский штат Юта (Utah).

С другой же стороны... Вообще, в латышском языке в именительном падеже единственного числа I склонения слова имеют окончание «-s» или «-š»: Vilks или Vilciņš, Jūds или Jūdiņš. Но всё дело в том, что в документах XVIII-XIX века это окончание почти всегда отбрасывали! И есть слово, которое закономерно в таком случае писалось бы как juhds. Это слово jūdze - «миля» по-русски. Что дало основание некоторым краеведам утверждать, что именно такой была фамилия предков Яна Юдина, всё дело в какой-то миле, а никак не в христианском имени Иуда.

Как бы там ни было, но Андрей-Андриевс Янов-Богданов Юд-Юдинь-Юдынь был крестьянином трудолюбивым и приложил все силы, чтобы его сын вышел в люди. Поэтому Ян Юдин поступил в Вольмарскую учительскую семинарию (ту самую, в которой учились такие большевики как Ян Алкснис и Яков Алкснис), окончил её в 1904 году и стал работать учителем в Виеталве.



Учитель Ян Юдин. Rīgas Balss, 4 января 1969 года.

Под псевдонимом Draugs (Друг) Юдин принял участие в Первой русской революции, однако ареста избежал и продолжил работать учителем до осени 1914 года, когда он был призван на фронт. Вначале служил в одном из сибирских стрелковых полков, где заслужил Георгиевскую медаль IV степени. Вскре толковый и храбрый унтер-офицер Юдин был направлен в Виленское пехотное училище (которое тогда располагалось в Полтаве), по выпуску из которого в звании прапорщика продолжил службу в 4-м латышском Видземском стрелковом полку. Снова отличился в боях, стал подпоручиком и командиром роты. Был ранен в боях за Ригу в августе 1917 года, после чего был избран председателем Юридической комиссии Исколастрела - Исполнительного комитета объединённого совета латышских стрелковых полков.



Подпоручик Ян Юдин. Wikipedia.org

Надо отметить, что Юдин тогда сделал стремительную карьеру. Красная Армия испытывала кадровый голод, и бывший ротный в апреле 1918 года стал командиром 3-й латышской советской бригады (участвовал в подавлении мятежей в Москве и Ярославле), а не прошло и полугода, как командиром группы - по факту корпуса под Казанью. Полагаю, если бы не ранняя гибель, то он стал бы к концу Гражданской фигурой равной Вациетису и Тухачевскому. Но прочь фантазии, не будем уподобляться Келеру (к чести которого всё же надо отметить, что в 1940 году он признался, что его книга - в большей мере произведение художественной литературы, в которой не стоит искать историческую правду).

Зато факт, что могила комбрига Юдина и его ординарца была в Свияжске. На могиле была надпись «Ян Юдин, командующий левобережной группой Красной армии, и его ординарец, погибшие в бою за Казань 12-VIII-1918 г.».



Первоначальный памятник на могиле комбрига Яна Юдина и его ординарца. Фото из книги V. Šteins «Latviešu sarkano strēlnieku cīņu ceļš». Пишут, что это Казань. А мне кажется, что это Свияжск.

В 1961 году их останки были перенесены в Юдино. Сейчас, правда, такого населённого пункта нет, этоуже микрорайон в составе Кировского района города Казань. Но железнодорожная станция Юдино работает до сих пор. На ней висят памятные плиты о том, что на станции погиб Ян Юдин.



Мемориальные плиты на станции Юдино, Казань. Latvjustrelnieki.lv.



Мемориальная плита на станции Юдино, Казань, после ремонта. Maps.yandex.ru.

Неподалёку есть улица Яна Юдина. А на улице Бирюзовой в аллее Славы находится могила комбрига, на которой надпись на трёх языках - русском, латышском и татарском. Мемориал красив и посвящён не только погибшим в Гражданскую, но и в Великую Отечественную войну. В его центре возвышается скульптура комбрига.



Мемориал в аллее Славы у станции Юдино в Казани. Dzen.ru/a/Yn5NyRKn7ANO_9WD.



Могила Яна Юдина на мемориале в аллее Славы у станции Юдино в Казани. Dzen.ru/a/Yn5NyRKn7ANO_9WD.



Мемориал в аллее Славы у станции Юдино в Казани. Maps.google.com.



Могила Яна Юдина на мемориале в аллее Славы у станции Юдино в Казани. Maps.google.com.

Также улица Юдина есть в городе Набережные Челны. В общем, там православного латыша-большевика Яна Юдина не забыли!



Улица Яна Юдина в Казани. Maps.yandex.ru.



Табличка на улице Яна Юдина в Казани. Надпись на татарском и русском языках. Maps.yandex.ru.

В Латвии тоже в советское время не забывали земляка. 17 января 1983 года на хуторе Скуйиеши была открыта мемориальная доска. На открытии присутствовали бывшие латышские стрелки, школьники (в том числе пионерской дружины имени Яна Юдина Лиезерской восьмилетней школы), деятели культуры, работники совхоза Vietalva. Торжествами руководила директор Мадонского краеведческого и художественного музея Э. Руденая (E. Rudenāja). Выступали бывший ученик Юдина Теодорс Фелдманис (Teodors Feldmanis), товарищ Юдина по Исколастрелу Петерис Шмидре (Pēteris Šmidre), директор Музея латышских красных стрелков Волдемар Штейн (Voldemārs Šteins). Памятную плиту открыли секретарь Мадонского районного комитета КПЛ Вия Цеберга (Vija Cēberga) и заместитель председателя райисполкома Харийс Ариньш (Harijs Āriņš).



Открытие памятной плиты Яну Юдину на хутор Скуйиеши 17 января 1983 года. Stars (Madona), 29 января 1983 года.



Памятную плиту Яну Юдину открыли секретарь Мадонского районного комитета КПЛ Цеберга (справа) и заместитель председателя райисполкома Ариньш (слева). Stars (Madona), 29 января 1983 года.

Родственница комбрига Алида Шестакова (Alīda Šestakova) передала мадонскому музею фотографии Яна Юдина, сделанные в молодости. А потом участники торжеств отправились на могилу родителей комбрига на Лидерском кладбище. Вот интересно: сохранилась ли плита и могила родителей? Что ж, надо проверить!



Знамя 5-го латышского стрелкового полка Красной Армии. Советская молодежь, 16 августа 1974 года.

PS. Кстати, тогда имел место ещё случай, произошедший в ходе Гражданской войны впервые: 20 августа 1918 года за оборону Казани 5-й латышский стрелковый полк первым в Красной Армии был награждён Почётным революционным Красным Знаменем.

PPS. Также напоминаю, что Юдино - не единственный топоним по имени уроженцев современной Латвии.

Россия, Свияжск, Видземе, Первая Мировая война, Гражданская война, латышские стрелки, Русская императорская армия, Казань, Латвия, Вторая Отечественная война, памятники, Юдин, Лифляндия

Previous post Next post
Up