Краснознамённый латыш со «Стерегущего» (I)

Jul 18, 2023 14:45


Подвиг экипажа броневика Арнольда Эккаля в бою с махновцами под Гуляй-Полем.



Эх, тачанка-ростовчанка, наша гордость и краса!.. Песня красивая, и тачанки действительно стали одним из знаковых «аксессуаров» Гражданской войны в России. Но главной ударной силой на полях сражений тогда всё же были бронеавтомобили. На одном из них в степях Украины (или Новороссии, кому как нравится) ушёл в бессмертие простой латышский паренёк из-под Валмиеры.



Рабоче-крестьянский броневой кулак

Многочисленные «Остины», «Ланчестеры», «Гарфорды», «Мгебровы-Изотта-Фраскини», «Джеффери» Поплавко и всевозможные «шушпанцеры» незаслуженно стоят в тени главного броневика Революции - того, на котором выступал Ленин на Финляндском вокзале. Но они были не только, точнее, вовсе не трибуной! Появление шустрых и грозных броневиков на фронте воодушевляло своих и обескураживало противника.







Лёгкий пулемётный бронеавтомобиль «Фиат» в экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил в Москве. Фото: Александр Ржавин, март 2017.

Неудивительно, что военное руководство Советской России уже в начале 1918 года начало работу по организации своих броневых частей. 31 января 1918 года создается Центральный совет по управлению броневыми силами РСФСР (Центробронь). Первоочередной задачей нового органа стал сбор разбросанных по территории бывшей Российской империи бронемашин, автомобилей и мотоциклов, а также запасных частей к ним, и уже к июню 1918 года на учёте в РККА имелось около 270 бронемашин, из которых лишь до 150 были исправными. Половину из них составляли бронеавтомобили марки «Остин» (вооружённые двумя 7,62-мм пулемётами Максима в двух вращающихся башнях) разных серий выпуска, которые сражались в составе автобронеотрядов на разных фронтах - вплоть до знойного Туркестана.

И бросало их по свету белому... до Туркестана

Так, весной 1920 года на Туркестанском фронте у «красных» было шесть автоброневых отрядов с 21 броневиком (из них в строю были 14), из которых 8 были «Остинами». Два отряда участвовали в Бухарской операции, проводимой частями Красной Армии Туркестанского фронта под командованием Михаила Васильевича Фрунзе (1885-1925) в августе - сентябре 1920 года с целью свержения власти эмира Сейид Алим-хана (1880-1944) и взятия Бухары. Броневикам пришлось действовать в тяжёлых климатических условиях пустынной местности и высоких температур (выше 30 градусов).

В составе 53-го автоброневого Туркестанского отряда помимо пушечно-пулемётной бронемашины «Гарфорд» имелись чисто пулемётные броневики «Остин», «Фиат» и «Ланчестер». Этим боевым машинам пришлось активно повоевать. О том, как им это удалось, можно узнать из документов Управления бронечастей Туркфронта: «...В команде чувствуется и есть революционно-боевой дух и сознательная дисциплина, которая сказалась как факт при свержении Бухарского эмиратства, где команда 53-го бронеотряда показала себя истинными сынами Пролетарской революции, за что постановлением РВС отряд награждён Красным знаменем».

В приказе о награждении Красным знаменем Реввоенсоветом Республики говорилось: «С 29 августа по 2 сентября 1920 года 53-й автоброневой отряд, под командой командира отряда товарища Ландина, действуя в боевых операциях против бухарских войск эмира и штурме крепости-города Старой Бухары, отличался стойкостью и беззаветной храбростью. Названный отряд особенно отличился 1 сентября, когда бронемашины подкатывались под самые стены крепости, где отряд ураганным огнём из орудия и пулемётов обстреливал неприятеля в упор в ворота и бойницы, чем не давал возможности неприятелю перейти в контратаку, прикрыл выезд тяжёлой батареи на передовую позицию и значительно облегчил подход к крепости нашим стрелковым частям, назначенным для штурма таковой. Данная 53-му отряду боевая задача была разрешена отлично. Город Старая Бухара был взят».

За отличие в боях 11 человек из бронеотряда были награждены орденами Красного Знамени: пулемётчики Григорий Орлов, Григорий Чуйков, Кирилл Мельников и Николай Курносенко, артиллеристы Дмитрий Тыщенко и Николай Дубовицкий, шофёры бронемашин Степан Кормилицын и Алексей Горячев, начбронемашины Владимир Тальвик, комиссар Валентин Александров и командир отряда Иван Ландин.







Именной список Личного состава 53-го краснознамённого Туркестанского автоброневого отряда по состоянию на 15 Июля 1921 года (РГВА, фонд 25900, опись 4, дело 521). Но ещё не учтены погибшие 13 июля: список потерь был подан в августе 1921 года, и с тех пор погибшие отсутствуют в списках личного состава отряда.

Настоящий полярник

Последний получил награду за то, что «с 29 августа по 2 сентября 1920 г. умело руководил отрядом в боевых операциях против бухарских войск эмира и при штурме крепости города Старой Бухары, отличился стойкостью и беззаветной храбростью. Особенно тов. Ландин отличился 1 сентября, когда бронемашина подкралась под самые стены крепости, где он с командой ураганным огнём из оружия и пулемётов обстреливал в упор ворота и бойницы, чем не давал ему [врагу] перейти в контратаку; прикрыл выезд тяжёлых батарей на передовую позицию и значительно облегчил подход к крепости нашим стрелковым частям, назначенных для штурма таковой. Боевая задача, данная тов. Ландину, была отлично разрешена. Город Старая Бухара был взят. Тов. Ландин, руководивший боем, был ранен, но остался на своем посту до окончания боя».



Иван Алексеевич Ландин. Фото: https://ru.openlist.wiki/Ландин_Иван_Алексеевич_(1897)

К слову, Иван Алексеевич Ландин (1897-1938) был человеком очень интересной судьбы. Он родился в городе Покров Владимирской губернии в семье железнодорожника. Участник Первой Мировой войны. Член партии большевиков с 1917 года. В РККА со дня основания. В 1918-1928 годах командовал 31-м бронеотрядом, 53-м Туркестанским автобронеотрядом, являлся инструктором бронеотрядов Московского военного округа, начальником бронесил штаба войск Бухарско-Ферганского района, слушателем Военно-воздушной академии, командиром отряда 34-й авиаэскадрильи, 56-й отдельной авиаэскадрильи. В мае 1928 года был уволен в долгосрочный отпуск и занялся... исследованиями Арктики!

В 1930 году товарищ Ландин руководил авиаисследовательской экспедицией Гражданского Воздушного Флота на Камчатке. С 1931 года Ландин работал в системе Полярной авиации. В 1931-1932 годах руководил Северо-восточной полярной экспедицией, участвовал в разведке авиационных трасс от мыса Дежнёва до порта Тикси, обследовании устий ряда сибирских рек. С 1933 года Ландин возглавлял Западно-Таймырскую экспедицию Управления полярной авиации Главсевморпути. Занимался исследованием западного побережья Таймырского полуострова с целью определения наилучших мест для посадок гидросамолётов. Комплексная экспедиция Ландина за 23 дня работ (вместо 40 дней по плану) в основном районе исследований открыла десятки островов, уточнила координаты ранее открытых, но неточно положенных на карты, успешно провела разведку побережий ряда островов, определила 8 астропунктов, выполнила судовой промер протяжённостью 1950 миль (при плане 1500), для безопасной навигации построила и выставила 20 знаков и вех, в два раза превысила план топографической съёмки (600 линейных километров вместо 300), вела геологические сборы, изучила возможности расширения пушных и зверобойных промыслов, выявила места возможного базирования гидросамолётов, непрерывно вела метеорологические наблюдения.

Потом проживал в Москве. Увы, 15 марта 1937 года Иван Ландин был арестован органами НКВД СССР по обвинению в причастности к «контрреволюционной террористической организации». 11 января 1938 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в тот же день. Прах Ландина захоронен на расстрельном полигоне «Коммунарка». 28 ноября 1957 года Военная коллегия Верховного Суда СССР своим решение посмертно реабилитировала Ландина. В честь него назван пролив в Карском море, отделяющий острова Каминского от материка.

«Стерегущий» - это не только эсминец

Но вернёмся в Гражданскую. Из Бухары 53-й краснознамённый Туркестанский автоброневой отряд взял курс на Ташкент, а оттуда в Москву - для капитального ремонта машин. В начале февраля 1921 года атобронеотряд был направлен в Крым на борьбу с бандитизмом. Почти полгода броневики сопровождали транспорты с важными народохозяйственными грузами, охраняли их как от обычных бандитов, так и от скрывающихся белогвардейцев. После Крыма отряд перебросили на Украину действовать против отрядов легендарного батьки Нестора Махно. В составе автобронеотряда был и починённый после бухарских боёв броневик «Фиат», получивший славное название «Стерегущий» - в честь русского миноносца. Геройская гибель миноносца «Стерегущий» 26 февраля (10 марта) 1904 года во время Русско-японской войны (1904-1905) сделала его имя легендарным и широко известным. Несмотря на то, что памятник «Стерегущему» в Санкт-Петербурге показывает то, чего не было (открытие кингстонов), это никак не отменяет сам факт подвига экипажа (из 52 выжили только четверо) того эсминца в неравном бою. М-да, воистину, как корабль назовёшь...



Шофёр лёгкого пулемётного бронеавтомобиля «Фиат» в экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил в Москве. Фото: Александр Ржавин, март 2017.



Между прочим, сам командир броневика, за рулём которого был Семён Кормилицын ( о нём я писал вчера, но кое-что сегодня повторю), наверняка говорил не только «Стерегущий», но и «Sargātājs». Ведь что интересно, на тот момент тремя бронемашинами отряда из четырёх командовали прибалты: уроженец Либавы Курляндской губернии Евгений Иванович Кристгольд (Kristgolds, бывший прапорщик) и выходцы из Лифляндии латыш Арнольд Карлович (в одном документе Фёдорович) Эккаль и эстонец Владимир Карлович Тальвик (Talvik, бывший зауряд-прапорщик, затем дважды кавалер ордена Красного Знамени). Учитывая, что Тальвик ещё в Первую Мировую войну служил в 12-м пулемётном автомобильном взводе Русской императорской армии, наверно, подобный опыт был и у либавчанина Кристгольда. А вот начбронемашины «Стерегущий» Арнольд Эккаль в царской армии не служил, а вступил в ряды Красной Армии 15 марта 1918 года, а красным командиром стал в 1920 году.



Именной список потерь в личном составе 53-го краснознамённого Туркестанского автоброневого отряда за период преследований банд Махно с 9 июля по 30 июля 1921 года (РГВА, фонд 25899, опись 3, дело 1813).

В Российском государственном военном архиве (РГВА, фонд 25899, опись 3, дело 1813) хранится направленный в Управление Украинского военного округа (УКРВО) Именной список потерь в личном составе 53-го Краснознамённого Туркестанского автоброневого отряда за период преследований банд Махно с 9 июля по 30 июля 1921 года. Даже скупые строки документа, составленного 18 октября 1921 года, живописно показывают драматическую картину произошедшего в новороссийских степях. Но в архивах сохранились и другие документы, дополняющие рассказ. Что самое важное: Краткий Исторический очерк 53-го Туркестанского Авто-Броневого отряда, написанный в конце 1921 - начале 1922 года Алексеем Петровичем Головикиным, бывшим в июле 1921 года адъютантом командира отряда. И вот что произошло.





Страницы из Краткого Исторического очерка 53-го краснознамённого Туркестанского автоброневого отряда, написанного в конце 1921 - начале 1922 года Алексеем Петровичем Головикиным, бывшим в июле 1921 года адъютантом командира 53-го краснознамённого Туркестанского автоброневого отряда (РГВА, фонд 25883, опись 5, дело 970).

В июле 21-го под Гуляй-Полем

11 июля бронеотряд находился в деревне Большая Михайловка (Великомихайловка/Великомихайлiвка) под Гуляй-Полем. Получив сведения о движении противника и захватив из резерва третью бронемашину, 12 июля бронеотряд отправился на юг на Туркеновку (ныне Малиновка/Малинiвка). Там он обнаружил противника, преследуемого конными частями РККА. По следам махновцев одна из бронемашин направилась на хутор Бурлацкий (Бурлацкое/Бурлацьке), а другая на Еврейскую колонию (Надийное/Надiйне), третья же находилась в резерве в Туркеновке. Около колонии Приютной (Приютное/Приютне) первая бронемашина соприкоснулась с противником и начала его преследовать беспрерывно до хутора Бурлацкого, отбив за этот день у противника до 20 тачанок и 10 пулемётов, которые подбирал шедший сзади 30-й кавалерийский полк РККА. На хуторе Бурлацком с ней соединился второй броневик.

Надо заметить, что храбро и толково действовали обе стороны. Махновцы умело использовали рельеф местности, уходя от броневиков по балкам, которые ты были не в состоянии пересечь. А красноармейцы самым невероятным образом - никакого тебе не то что интернета и мобильников, но даже телеграфа - координировали свои действия через расторопных связистов, которые на мотоциклетах отчаянно гоняли по степи от одного броневика до другого, и - это реально чудо какое-то - находили их! Сам командир Ландин тоже рассекал на мотоцикле и один раз даже севернее Мариуполя напоролся на махновскую тачанку и... отбил её с двумя действующими пулемётами (за что был награждён вторым орденом Красного Знамени). Более того, задолго до всех этих ваших гудерианов командование бронеотрядов поняло, что без прикрытия пехотинцев боевые машины долго не продержатся. А потому даже больше чем броневиков у них под началом было грузовиков, на которых за броневиками следовала пехота. Точнее, получается, уже мотопехота. Или, как говорилось в документах того времени, десант.



Владимир Карлович Тальвик. Фото: https://krasnoznamenci.ru/tablitsa/18-u-f

13 июля утром отряд добрался до колонии Графской (Новозлатополь/Новозлатопiль), где был потерян след противника: махновцы опять умело ушли от погони по очередной балке. Разбившись на две группы, броневики Эккаля («Стерегущий») и Тальвика («Краснознаменец») двинулись по разным направлениям, ища противника. Экипаж первой бронемашины состоял из начальника, двух пулемётчиков и двух шофёров. Шофёр Степан Чинаев был ранен во время предыдущего преследования махновцев, и его заменил Алексей Горячев. Вторым же был Степан Кормилицын.

Около Каракуба (Красная Поляна / Красна Поляна) «Стерегущий» обнаружил след махновцев и двинулся на село Петровское (Петрiвське), влетев в него на полной скорости. «Махновцы были там и оказали яростное сопротивление, из-за укрытий стараясь попасть в бойницы и смотровые щели броневика. Маневрируя по узким улицам села, «Стерегущий» врезался в тачанку махновцев и забуксовал. Броневик был моментально окружён махновцами, которые предложили красноармейцам сдаться.

Продолжение тут.

Украина, Россия, Гражданская война, Новороссия, Латвия, Туркестан, Лифляндия, Валмиера, Фрунзе, Красная Армия

Previous post Next post
Up