В июле 1944 года в посёлке Лиепна под Алуксне немцы создали сильный опорный пункт. Стрелковые части Красной Армии несколько дней вели ожесточённые бои, но овладеть Лиепной не смогли. Тогда к операции привлекли танкистов.
Памятный камень на месте гибели лейтенанта Николая Ивановича Луговцева (1917-1944) у посёлка Демшас. Фото: Александр Ржавин, июль 2022 года.
28 июля 1944 года танковая рота 3-го танкового батальона 122-й танковой бригады 1-й ударной армии 3-го Прибалтийского фронта (с десантом пехоты 213-го стрелкового полка 56-й стрелковой дивизии и сапёров 44-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона) ворвалась в посёлок, пробила брешь в обороне противника и заняла перекрёсток шоссейных дорог в 20.00. Ротой командовал комсомолец лейтенант Николай Иванович Луговцев, родившийся в 1917 году под Саратовом и воевавший ещё в Советско-финляндскую войну.
Памятный камень на месте гибели Луговцева был открыт в 1975 году. Фото: Александр Ржавин, июль 2022 года.
Танкисты (с десантом автоматчиков) стали развивать успех, преследуя отступающего врага. У посёлка Демшас западнее Лиепны красноармейцы ворвались на огневые позиции противника и завязали ближний бой. Сильным артиллерийским и фланговым огнём нацистов большинство пехотинцев 1216-го стрелкового полка 364-й стрелковой дивизии, следовавших за танками, были отсечены от танков и отступили. Танкисты были вынуждены вести бой в окружении, имея при себе лишь малочисленный десант.
Недавно была проведена реконструкция дороги, к памятнику теперь ведёт дорожка. Фото: Александр Ржавин, июль 2022 года.
Из восьми советских танков три были подбиты, а пять - сожжены. Как отмечает журнал боевых действий бригады, в бою исключительную храбрость проявили комбат капитан Сорокин (сгорел в танке), старший лейтенант Кириллов, лейтенанты командир роты Николай Луговцев, командиры взводов Фёдор Зайцев (сгорел в танке; в некоторых документах Войцев) и Иван Енин, старшие сержанты Борис Табакмахер (сгорел в танке) и Шахов. Сгорел в танке лейтенант Александр Моисеенко, погибли в бою старший лейтенант Черняев (командир взвода), младшие лейтенанты Николай Линев, Владимир Светличный, Александр Морозов, сержант Николай Девятов («сведений о родных нет; извещение о гибели хранится в райвоенкомате города Омска»), младшие сержанты Николай Матвеев (радист) и Александр Беков, добавляют донесения о потерях.
12 лет назад такого не было. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2010 года.
Танк Луговцева тоже был подожжён немецкой противотанковой артиллерией, но, несмотря на это, экипаж продолжал отстреливаться. Когда кончились снаряды, цитирую наградной лист, «лейтенант Луговцев с пистолетом в руке в горящей на нём одежде выскочил из танка и бросился навстречу цепи контратакующих немцев, расстреляв в упор немецкого офицера и трёх солдат». Однако и сам Луговцев погиб. 24 марта 1945 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Хотя надпись читалась лучше. Фото: Александр Ржавин, сентябрь 2010 года.
Кто рассказал о подвиге? К счастью, не все танкисты погибли в тот вечер. Так, лейтенант Енин, чей танк был подбит, снял с него пулемёт и отбивался от противника как пехотинец. Несмотря на многочисленные ранения, он выжил под Лиепной. Дошёл до Чехословакии, где погиб 3 мая 1945 года под Оломоуцем.
Памятник на могиле лейтенанта Николая Ивановича Луговцева (1917-1944) на мемориале на горе Сприндулю. Фото: Александр Ржавин, июль 2022 года.
В 1967 году на могиле лейтенанта Луговцева на воинском мемориале на горе Сприндулю был торжественно открыт памятник в присутствии матери (Екатерины Ефимовны Луговцевой) и брата (Тимофея Ивановича Луговцева) героя. Согласно журналу боевых действий, бой под Демшас начался вечером 28 июля. Однако донесения о потерях датой гибели бойцов 122-й танковой бригады называют 29 июля. Очевидно, в тот день наши заняли поле боя и смогли подсчитать потери вечернего и, возможно, ночного боя. Поэтому будем считать именно 29 июля датой гибели танкистов.
На открытии памятника в 1967 годы присутствовали мать и брат героя. Фото: Oktobra Karogs (Alūksne), 21 апреля 1967 года.
А на месте гибели Луговцева, на обочине дороги Лиепна-Алуксне, в 1975 году был открыт памятный камень. На нём высечена надпись на латышском языке: «Šajā vietā 1944. g. 29 VII kaujā pret hitleristiskajiem okupantiem krita 122. tanku brigādes tanku rotas komandieris Padomju Savienības Varonis leitnants Nikolajs Lugovcevs 1917. - 1944.» (На этом месте 29 VII 1944 г. в бою против гитлеровских оккупантов погиб командир танковой роты 122-й танковой бригады Герой Советского Союза Николай Луговцев 1917 - 1944).
Решением Кабинета Министров Латвии от 14 июля 2022 года этот камень утверждён в «Списке демонтируемых прославляющих советский и нацистский режимы объектов на территории Латвийской Республики» со сроком демонтажа до 15 ноября 2022 года.