К югу от острова Котлин, на котором стоит Кронштадт, располагается целая система фортов, некогда возведенных для защиты города. Большинство фортов стоят на отдельных маленьких островах в Финском заливе, и попасть к ним можно только на лодке. Летом вроде бы катаются кораблики с экскурсиями по всем фортам. Но один форт, носящий название "Великий Князь Константин" или просто "Форт Константин" находится на самом краю Котлина, так что до него можно добраться ножками по земле. Сделать это, впрочем, тоже не совсем тривиально, потому что дорога там хоть и есть, но это туннель под Балтикой, который заканчивается уже после форта, и остановки рядом нет. Из центра Кронштадта до форта регулярно катаются шаттлы, но нам показалось, что это неинтересно, поэтому, доехав на 175 автобусе из Ломоносова до первой остановки в городе, мы вышли и пошли до форта пешком, благо там всего-то километра полтора. Кстати, шаттлы ходят только пока открыта навигация, несмотря на то, что форт Константин открыт для посещения и зимой.
Из города мы довольно быстро выбрались обратно к трассе, где между ней и портом к форту тянется тропинка. Как ни странно, в этих краях кто-то ходит пешком, потому что тропинка очень даже натоптанная. Места весьма колоритные: слева мелькают видимые из-за забора индустриальные пейзажи портового комплекса "Моби Дик", впереди -- маяк, а где-то как будто совсем далеко -- форт.
1.
2.
3.
4. Форт становится видно только когда подходишь к нему почти вплотную:
5.
6. Слева есть выход к заливу и небольшая пристань, подозреваю, что кораблики с обзорной экскурсией по фортам отправляются как раз с нее:
В форт Константин мы ехали, на самом деле, с целью посетить музей маячной службы, но в итоге перед тем как в него пойти, потратили полноценных часа два на прогулку по заброшенным фортификационным укреплениям. Билет в форт единый и стоит что-то в районе 250 рублей.
7. У входа на территорию форта есть автобусная остановка, на которой висит расписание шаттлов:
8. Первым, что мы пошли осматривать, оказался длинный зеленый вал, который мы видели снаружи. Судя по схеме, там раньше располагались пороховые склады.
Часть помещений заперты, но в некоторые можно заходить. И поверху тоже можно сколько угодно лазить.
9.
10.
11.
12.
13. Вид сверху на порт "Моби Дик":
14. И на территорию форта Константин:
15. Справа от вала располагается заброшенный казарменный корпус (по некоторым сведениям -- офицерский). Открыт, заброшен, местами подтоплен. В него можно спуститься, пройти до конца и подняться по лестнице с другой стороны.
16. Коридоры казарм:
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Вот в этой, отреставрированной, одноэтажной казарме сейчас находится музей маячной службы:
24. С берега немного видно центральную часть острова Котлин, которую венчает известный всем, бывавшим в Кронштадте,
Морской Никольский Собор:
Очень интересный ракурс, по-моему.
25. Колпинская батарея:
Внутри там огромная разветвленная система коридоров со всевозможными комнатками, нишами и лестницами на крышу.
26.
27.
28.
29.
30. Вид с крыши:
31.
32. В дальней части полуострова, на котором стоит форт, на мысу, есть створный маяк:
Чуть дальше, второй створ, зеленый.
33.
34. Вид на другой форт, стоящий посреди моря:
35. Еще одна интересная штука в дальней части -- композиция, символизирующая "окно в Европу", которое примерно на этом самом месте прорубил когда-то Пётр. На подоконнике сидит чайка, издали до ужаса похожая на настоящую, сверху покосившаяся рама, снизу холодная батарея без кота и форточка нараспашку. Невидимая комната на семи ветрах, окно которой смотрит куда-то в створ морского фарватера. Композиция была установлена в 2019 году студентами кафедры художественной обработки металла Петербургской художественно-промышленной академии.
36.
37. Еще одна открытая батарея:
38. Интересный факт -- на территории форта Константин есть контрольно-пропускной пункт через морскую границу:
Он реально действующий и используется, насколько я поняла, в основном, для маломерных и грузовых судов.
39.
40.