Свет далеких маяков плыл по водам.
Блики падали на стены и своды... (c)
Про существование музея маячной службы в форте Константин я узнала пару лет назад (кажется, примерно тогда он и открылся) и с тех пор загорелась идеей там побывать. Маяки манили меня всегда почти так же, как горы. За несколько лет путешествий я повидала их немало, больших и маленьких, красивых и самых простеньких, "стратегически" озаборенных со всех сторон и открытых всем ветрам, и даже побывала внутри
одного старого. А теперь наконец-то добралась и до музея.
1. Снаружи тоже стоит парочка экспонатов:
2. На двери висит вот такая весёлая табличка:
А внутри чего только нет! Там и старые лампы, и армейские световые знаки, и самое главное -- линзы, линзы, много линз, от которых свет повсюду. В музее проводят экскурсии для всех, кто приходит, даже если набираетя два-три человека. Мы тоже вписались в какую-то, уже начавшуюся. Тут, правда, нам не очень повезло -- люди в той группе, похоже, спешили успеть на ближайший шаттл и попросили рассказывать не очень долго, так что, на мой вкус, все прошло как-то слишком стремительно. Но всё равно мы всё посмотрели и заодно тоже успели на тот шаттл :)
3.
4.
Лампы на маяках эволюционировали со временем. Когда-то они работали на дровах, потом на масле, газу, затем появились лампы накаливания, ну а сейчас, по большей части, используются светодиодные. Процесс смены ламп старались по возможности автоматизировать, чтобы не навещать маяк слишком часто. К примеру, с лампами накаливания ставили кассету из нескольких штук, где одна заменяла другую, когда та перегорала.
5.
6. Различные световые знаки:
7.
8.
9. Переносная светоимпульсная установка, использующаяся для временного ориентира:
10. А это створные знаки:
Если корабль видит перед собой и красный, и зеленый сигналы, то это значит, что он идет правильно, держится в створе фарватера. Те, что справа, работают аналогично, только у них вместо разноцветных лампочек черные полосы, одна над другой, которые должны составлять единую линию, если корабль идет по курсу.
11. Еще одна занятная штука, автоматизирующая работу маяков -- солнечный клапан, устройство, при помощи которого ацетиленовая горелка загоралась лишь в темное время суток. При нагревании солнечным светом, отражавшегося от полированных металлических стержней, толстый черный стержень посередине удлинялся и закрывал клапан, перекрывая доступ газа в горелку:
Но самое интересное -- это линзы Френеля. Линзы на маяках устанавливают для того, чтобы многократно усиливать интенсивность света.
12. Здесь они стоят отдельно в комнате, и свет от них повсюду: на полу, стенах, потолке.
13.
14.
15. Вот эти веточки наверху служат для того, чтобы птицы не садились и не загаживали маяк:
16.
17.
18. А вот эта линза -- самый крутой экспонат музея. Это одна из первых линз Френеля в России, которая была произведена в Англии 1857 году. С 1858 года она стояла на маяке на острове Сескар в восточной части Финского залива.
19.
20.
21.