Феодор Абу Курас обличает еретическое понимание сложной ипостаси Христа и формулирует православное.

Sep 17, 2016 12:40

Начнем с самого лучшего, на мой взгляд определения Сложной Ипостаси Христа.
слова отцов мон-ря св-го Дионисия Олимпийского.

В одной сложной ипостаси Христа (отметим что здесь Св. Иоан Дамаскин «Точное изложение православной веры» γ,7 называет одну нетварную и божественную ипостась Христа сложной так как она «составляетья» из двух совершенных природ, божественной и человеческой и имеем двойные и природные свойства: два природных действия, два природных хотения. Также в одной сей божественной ипостаси Логоса есть, по причине божественной его природы, присутсвующие все божественные энергии в Троице (существующего) Бога… Именно по причине ипостасного сего соединения двух природ в одной нетварной ипостаси Логоса- Христа, нетварным энергиям Бога становиться абсолютно и полностью причастным и человеческое естество Его, обоживаясь с самого зачатия в непорочном чреве Девы.

Στην μία σύνθετη υπόσταση του Χριστού (να σημειώσουμε εδώ πως ο Άγιος Ιωάννης ο Δαμασκηνός - «Ἔκδοσις ἀκριβής ὀρθοδόξου πίστεως», γ,7 - αποκαλεί την μία άκτιστη και θεία υπόσταση του Χριστού σύνθετη επειδή αποτελείται, («συντίθεται») από δύο τέλειες φύσεις, την θεία και την ανθρώπινη), έχουμε διπλά τα φυσικά ιδιώματα : δύο φυσικές ενέργειες, δύο φυσικά θελήματα. Από την άλλη στην μία αυτή θεία Υπόσταση του Λόγου είναι, λόγω της θείας του φύσεως, παρούσες όλες οι άκτιστες ενέργειες του Ενοτριαδικού Θεού. Λόγω ακριβώς της υποστατικής αυτής ενώσεως των δύο φύσεων, στην μία άκτιστη υπόσταση του Λόγου - Χριστού, οι άκτιστες ενέργειες του Θεού μετέχονται απολύτως και πλήρως από την ανθρώπινη φύση Του, θεώνοντάς την, από την σύλληψή της ακόμα, στην άχραντη νηδύν της Παρθένου:
http://www.imado.gr/monastery/content/view/117/180/1/18/lang,el/

1489D Вот, что прежде всего нужно вам знать, черезвычайно любящие знание: что мы, православные говорим, что Христос - это одна сложная ипостась (σύνθε­τον ύπόστασιν), и не подразумеваем [здесь] никакой [дру­гой] кроме ипостаси вечного Сына, одну, сущую из Трои­цы, мы не отваживаемся вводить какую-то «новую»331 [ипо­стась], не бывать [этому]! Однако пусть будет разъяснен способ ипостасного составления (τρόπος υποστατικής συνθέσεως) А сложной мы называем ипостась вечного Сына двояко (διχώς). Она зовется сложной (σύνθετος) из боже­ственности и человечности. И в свою очередь каждый чело­век зовется сложным из тела и души.

Теперь внимание, слова Абу Кураса обличает нынешних некоторых рпцшных антихалкидонитов, отрицающих, что Христос только божественная ипостась. И раз божественная то неизменная и сложность ипостаси Христа надо понимать условно метафорически...
1)Однако Он не зовется сложным из божественности и человечности в собствен­ном смысле слова, а метафорически (μεταφορικώς).
Ведь
2)то, что сложно в собственном смысле слова, совсем не суще­ствует до того, как соединится то, из чего оно состоит.
А мы
не можем просто сказать, что Христос совсем не существо­вал прежде соединения божественности и человечности, из
коих Он сложен. 1491А Однако мы говорим, что Христос не был Христом детерминировано (μετά προσδιορισμού= по определению)[1]
прежде, чем в Нем соединились божественность и человеч­ность. Когда же они ипостасно соединились в несмесном и неизменном единении (άσύνχετόν τε καί άτρεπτον ένωσιν), в отношении Него говорится о соединении в переносном значении без соединения истинного по сущности, и Он метафорически зовется сложенным из божественности и че­ловечности.

Христос 1491В каким-то образом сложен из вечно­го Сына и человечности, а вечный Сын Сам является Хри­стом, хоть и не зовется Христом до воплощения.
Цит. по Полемические сочинения / Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. - Краснодар: Текст, 2011. стр. 191-192

[1] детерминированно -мягко говоря странный, перевод нормальной греческой фразы "по определению" Мы не можем Христа=помазанного Бога Сына называть помазанным-Христом до того по чему он помазанн т.е до Воплощения...помазан он по своей плоти, разумееться. Срав. св.Кирилл Александрийский.""

Уроки "византийского", ркц, Сложная ипостась, Богословская терминология, Православная христология

Previous post Next post
Up