ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СССР. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Feb 25, 2015 22:48




В первой части мы разобрали, что гонения на Церковь со стороны государства в ХХ веке были отнюдь не уникальным явлением в русской истории. Теперь перейдем к причинам этого конфликта. Вот что говорит по этому поводу известный православный публицист, философ, профессор Московской Духовной Академии Осипов Алексей Ильич:



«…уже в 16 веке, я бы сказал раньше, в конце 15 в. произошла определенная деградация церковной жизни. Вы знаете, что в конце, например, 15 в. Церковь владела третью всей государственной территории. Троице-Сергиева лавра в 1590 году владела 200-ми сёлами в 40 уездах страны. Вы понимаете, что это значит? Монастырь, отречение от мира и вдруг 200 сёл! Там монах должен спорить с крестьянами: «не рубите монастырские леса», «не ловите рыбу в монастырских прудах», «не косите монастырские луга», что-то платите и т.д. Это  началось уже в конце 15 в. Преподобный Нил Сорский на соборе 1503 года выступил с яркой речью о том, что монахи не должны иметь ничего лишнего, кроме самого необходимого. Когда к Николаю Второму обратились по вопросу о соборе и избрании Патриарха, тот предложил себя Патриархом! Когда синодалы не приняли этого, он с гневом ушёл и отказал поместному собору. Собор был созван только после его отречения…»

Вот в каком состоянии Церковь вступала в новый ХХ век. Общеизвестно, что падение монархии в России в 1917 году церковная иерархия встретила вполне одобрительно.  В частности сразу после Февральской революции Святейший Синод издал Определение № 1207  гласившее, в частности:
«совершать молебствия … Богохранимой Державе Рос­сийской и Благоверному Временному Правительству».

В обмен на это от Временного правительства Церковь получила некоторую самостоятельность управления, провела Собор и избрала Патриарха.



Справка: Избрание Патрирха Тихона подвело черту под Синодальным периодом в Церкви, установленном еще Петром Великим.

Большевики сразу после Революции мало беспокоились религиозными делами, если не считать декрет об отделении Церкви от государства, который устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания.
Конфликт разразился после обращения Патриарха Тихона к Совнаркому: «… вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото».
Серьезное политическое обвинение, согласитесь.
Параллельно в ноябре 1921 года в Сербии при участии иностранных разведок (подобно современным "правительствам в изгнании") оформилось фактически независимое русское церковное образование, впоследствии именуемое как Русская Православная Церковь заграницей. О роли РПЦЗ в борьбе против СССР можно судить по следующим фактам.

Из письма митрополита Антония министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах.
Митрополит Серафим (Лукьянов) в своём послании от 22 июня 1941 года, а также Архиепископ (впоследствии Митрополит)  Серафим (Ляде) поддержат «освободительный поход» вермахта против СССР. В Германии митрополит РПЦЗ Анастасий проведёт встречу с генералом Власовым, благословит создание Русской Освободительной Армии(РОА).


Власов и РПЦЗ

Большевики оказались в патовом положении. С одной стороны атеистическая пропаганда и лояльность Церкви белому движению требовала решительной расправы. Но РПЦЗ в этом случае оставалась бы единственным легитимным центром, решения которого имели бы силу и на территории Советской России. Чем меньше шансов оставалось на мировую социалистическую революцию, тем больше большевикам требовалась лояльная им Церковь в СССР.

(продолжение следует)

Власов, РПЦ, РПЦЗ

Previous post Next post
Up