Если скит Всех Святых называют Белым скитом, то Воскресенский - красным. Причины очевидны. Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где по Валаамскому преданию апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест, на горе издревле стояла часовня, освященная во имя святого апостола.
По дороге к Воскресенскому скиту мы дважды проходили мимо Гефсиманского. Но так и не суждено было побывать внутри. Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме Русского Иерусалима по масштабу сопоставимого только с Новым Иерусалимом патриарха Никона. В центре скита церковь во имя успения Пресвятой Богородицы. В 1906 году это было скромная деревянная часовня, но год спустя к ней пристроили алтарь и колокольню. Символичен голубой Богородичный цвет куполов храма. 1.
2. С другой стороны дороги стоит среди деревьев небольшая часовня с иконой «Моление о чаше»
В конце XVIII - начале XIX вв. поблизости подвизался иеросхимонах Никон, по имени которого, вероятно, получили название Большая и Малая Никоновские бухты. Рядом с часовней находились деревянные кельи для монастырских рыбаков. В1896 г. благотворитель И. М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10 тыс. рублей. План новой церкви составил финляндский епархиальный архитектор В. И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. с помощью взрывов в диабазовой скале сделали углубление, заложили фундамент, и летом 1902 г. началась кладка стен.
Всего за год храм вчерне был готов. 30 июля 1906 г. верхний престол во имя Воскресения Христова освятил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). Пещерный храм во имя св. апостола Андрея Первозванного через три месяца был освящен игуменом Пафнутием. В его архитектуре присутствуют черты русского стиля (например, в убранстве трехмаршевой лестницы о 50-ти ступенях). 3.
Когда число насельников к началу 1910-х гг. возросло до 50 человек, были построены три корпуса: одноэтажные - келейный и хозяйственный - и двухэтажный, с трапезной и кельями (проект архитектора Н. Н. Никонова). В1931 г. в Воскресенском скиту была открыта школа - приют для сирот и детей из малообеспеченных семей. 30 мальчиков обучались по курсу народной школы, а также церковному чтению и иконописи. Под руководством иеромонаха Досифея руками воспитанников школы в 1930-е гг. было произведено большинство реставрационных и иконописных работ. 4.
5.
6. Панорама дворика
7. С 1970-х гг. в скиту находилась туристическая база. Ныне в скиту размещается паломническая служба монастыря.
8.
Убранство полного светом верхнего летнего храма напоминало о Светлом Христовом Воскресении. Все иконы были написаны валаамскими монахами. Лишь Иерусалимский образ Божией Матери был пожертвован московскими купцами в благодарность за устройство Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. 9.
10.
11. Панорама верхнего храма Воскресенского скита
Нижний храм по желанию игумена Маврикия был устроен наподобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Справа расположен небольшой иконостас белого итальянского мрамора, слева - «Камень помазания» (символизирующий камень, на котором Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя; камень и иконостас утрачены в 1940-1941 гг.). В глубине расположен «Придел Ангела». Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Святого Гроба, где находилось мраморное ложе Спасителя с подлинной частицей камня Гроба Господня из Иерусалима. 12.
13. Храм хоть и нижний но очень светлый.
14.
Следующим и последним скитом, которые мы смогли посетить будет Никольский.