Находясь почти в центре Валаама, Смоленский скит по ощущениям находится как бы на окраине, на отшибе. После осмотра Скита во имя Всех святых мы спустились к Смоленскому. По началу здесь вообще никого не было. Только один работяга сурово поглядывал на нас сквозь стекла очков прикрученных изолентой к стеклам других очков. Со зрением видимо совсем плохо. На просьбу отворить скит, он попросил подождать монаха, который вот-вот придет и отворит. Полуостров Бобылек не зря так называется. Если двигать сюда пешком, получается зигзаг в 6-7 километров в одну сторону. Ну и назад нигде не срежешь. А оказалось, что есть где срезать! А еще там много змей и монастырские кошки их запросто ловят и едят.
Топать пешком конечно медленно и тяжеловато со стеклом и железом, но всегда есть возможность остановиться, передохнуть или сделать кадр-другой. Сухая съемка быстро трансформировалась в интересную форму общения с послушниками и монахами. Службы в скитах проводятся не ежедневно, по этому храм может быть просто закрыт. В итоге ты бегаешь по округе в поисках настоятеля, монаха или хотя бы послушника. Настоятель - лучший из вариантов. Он тебя и благословит, и побеседует, и о храме расскажет. Письмо с благословением владыки, которое мы заготовили нам пригодилось лишь единожды, но об этом позже
В последнем по времени устройства Валаамском скиту жил единственный насельник - иеросхимонах Ефрем (Хробостов) 1871-1947г.г. В 12 лет, тайком от родителей, он пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания он принимает постриг и через 4 года - священный сан. Во время службы на Московском подворье он был приглашен в качестве духовника к Главнокомандующему Русской армией Великому Князю Николаю Николаевичу. В конце июня 1914 г. Великий Князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии Патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова скит. 1. Средь высоких валаамских сосен скит смотрится сдержано и органично.
Строительство церкви велось в 1915-17 гг. по проекту Великого Князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских храмов. Строгий храм венчали две шлемовидные главы. 24 июня 1917 г. архиепископ Сергий освятил ее во имя Смоленской иконы Божией Матери (также была освящена находившаяся рядом деревянная часовня), поскольку Валаамская икона не была общецерковно прославлена. 2. Часовня расположена правее храма.
3.
После 1917 года Валаам оказался на территории Финляндии и во время зимней войны 1939-40 годов Смоленский скит подвергался неоднократным бомбардировкам Красной армии. В 1986 году скит был взят под охрану государства и получил статус памятника республиканского значения. В 2002 году патриарх Алексий благословил начало восстановительных работ. 4. Глядя на это фото можно на глаз прикинуть проведенный объем восстановительных работ. (фото с просторов сети)
5. Интересными мне показались высокие стерльчатые окна-бойницы и звонница снаружи.
6. Поклонный крест на берегу.
7. И виртуальная панорама округи.
8. Интересной архитектуры снаружи, изнутри скит совсем невелик. Внимательный глаз отметит, что фото сделано из притвора.
Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери (1917 г.), спроектированная великим князем Петром Hиколаевичем, была построена на средства главнокомандующего русской армией в годы первой мировой войны Hиколая Hиколаевича в память о русских воинах, погибших на фронтах. Он также выразил желание устроить при храме скит, в котором 12 старцев-схимников постоянно читали бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за веру, царя и Отечество.
9. Роспись на стенах скита изобилует воинами.
10.
11. Внутреннее убранство скита. Чтобы оглядеться вокруг жмите на картинку, а потом в левом верхнем углу нажимайте FULLSCREEN.
Только сейчас отметил, что к тому времени мы порядком подустали и совсем не сфотографировали кельи, где живут монахи. Поснимали Смоленский скит. Красотища! Попросили воды. Монах Виктор пригласил на чай и предложил отвезти нас на небольшой лодочке. Отказываться и в голову не пришло, поэтому мы нацепили оранжевые спасательные жилеты и отправились к причалу. По воде от Смоленского скита до причала центральной усадьбы оказалось совсем рядом. А по зимнику еще короче получается. Шум ямахи, плеск волны. 10 минут и мы на причале усадьбы. Не успели даже насладиться небольшой водной прогулкой.
А почему все же скит? Первые монастыри скитского типа были основаны в Египте в конце IV века учениками преподобного Антония - святым Аммоном и преподобным Макарием Египетским. Согласно описанию пресвитера Руфина (70-е годы IV века), монашеская жизнь в Пустыне келий - свое название получила из-за множества рассеянных по пустыне келий - была организована достаточно аскетично, туда удалялись только те, кто приготовился к уединению. Отшельники жили по одному в келье, на большом расстоянии друг от друга. Только по субботам и воскресным дням они встречались в храме. На расстоянии суточного пути от Пустыни келий находилась местность, называемая Скит (от коптского Schiet, что значит «пространная равнина»). Монастырь, основанный здесь в IV веке преподобным Макарием Великим, получил такое же название. Впоследствии подобные ему по укладу жизни и духовному строю монастыри стали называться скитами. Позже скиты стали строить в тех монастырях, которые сильно разрастались, чтобы сохранить возможность уединения для братии. Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами.