Кулачки, обласы, рюхи. Как Россия возрождает традиционные игры

Aug 14, 2024 12:54





«БАШҠОРТ АТЫ». Фото: Международный фестиваль «БАШҠОРТ АТЫ» / ВКонтакте

Экипажи из 13 стран мира собрал в Югре этнофестиваль «Югорские обласы». На фестивале лошадей башкирской породы «Башкорт аты» в августе ждут коневодов и учёных из стран Азии и Ближнего Востока, а в селе Атманов Угол, что под Тамбовом, каждый год проводят традиционные русские кулачные бои.

Активное восстановление традиционных игр, бытующих в регионах, сделало Россию одним из центров мирового этноспорта. В отличие от профессионального спорта, политика в традиционные спортивные дисциплины пока не пришла, и это позволяет России обмениваться опытом со всем миром, развивать культурный диалог и туризм вокруг народных игр.

Алексей Кыласов, доктор культурологии, президент Всемирного общества этноспорта, аккредитованного ЮНЕСКО в качсестве консультативной неправительственной организации, член Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, рассказал «Русскому миру», как он и его коллеги находят единомышленников в России и за рубежом, что дают традиционные игры современному человеку и почему их нельзя объединять в одну олимпиаду.

Традиционные игры - достояние народов России

- Алексей, сколько сейчас видов спорта развиваются под эгидой Всемирного общества этноспорта или при его поддержке?



- У нас нет видов спорта, мы имеем дело с традиционными видами физической активности. Это исторически сложившиеся формы в рамках праздничной культуры. Они бытуют на праздниках народного календаря и имеют карнавальную составляющую, которая не позволяет им превратиться в виды спорта. Согласно теории этноспорта, к нему можно отнести практически любые виды физической активности, которые есть у народов со сложившейся обрядово-праздничной культурой. Существует русский этноспорт, бурятский этноспорт и так далее.

- Федерация занимается широким кругом игр или выбрано какое-то направление?

- Взаимодействуем со всеми. Федерация - это, скорее, координирующая структура, площадка по обмену опытом и знаниями, по взаимодействию. Чтобы люди смотрели и видели, как организовывать, потому что сегодня есть эта проблема. В августе прошло первое заседание рабочей группы в Государственной Думе по внесению изменений в закон, и я надеюсь, что понятие «этноспорт» появится. Это позволит регионам финансировать эту деятельность, потому что в настоящее время включение их в календарные планы физкультурных мероприятий невозможно, поскольку это не виды спорта. Но, как мы помним, президент России поставил задачу сохранять традиционную культуру, и многие из традиционных игр в рамках народных праздников уже включены в реестр объектов этнокультурного достояния народов России. Но чтобы это развивать, должно появиться понятие «этноспорт».

- Кто сохраняет и поддерживает этноспорт в регионах: чаще всего это энтузиасты из числа местного населения или местные власти?

- Сложно сказать. Энтузиасты есть, но по-настоящему событиями какие-то инициативы становятся, когда их поддерживают на уровне хотя бы муниципалитетов. Сегодня сложились замечательные практики, которые мы собирали на площадке Росконгресса на ВДНХ в апреле текущего года. Эти люди сейчас общаются между собой. Лучшими практиками на сегодняшний день являются «Атмановские кулачки» в Тамбовской области - главные русские игры, сохранившиеся с 1648 года; «Югорские обласы» в Ханты-Мансийске.



«Атмановские кулачки». Фото: ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ "АТМАНОВСКИЕ КУЛÁЧКИ" / ВКонтакте

Также это фестиваль лошадей башкирской породы «Башкорт аты», который проводился в сезон сбора урожая, но со временем растворился. Это праздник имеет большое значение, потому что многое в культуре кочевых народов связано с лошадью. Конечно, татарский Сабантуй, считающийся, наверное, наиболее известными традиционными играми.

Кроме того, назову «Осташковские рюхи». Рюхи - это прообраз городков, которые сохранились в городе Осташков на озере Селигер. В августе пройдут очередные «Селигерские рюхи», их постепенно начали поддерживать региональные власти. А «Три игры мужей» в Бурятии проводятся при поддержке Буддийской традиционной сангхи России. Это своеобразное ГТО для бурят-монгольских народов, потому что мужчина должен был уметь скакать на лошади, бороться и стрелять из лука. Перечисленные игры можно считать лучшими практиками, и мы на них ориентируемся. Представители этих игр приглашены к участию в рабочей группе, и мы вместе думаем над тем, как законодательно обеспечить их устойчивое развитие в будущем.



Осташковские рюхи. Фото:Осташковские рюхи / ВКонтакте

- Последний этнофестиваль «Югорские обласы» собрал участников из 13 стран мира от Китая до Марокко. Откуда там увлечение гонками на сибирских лодках?

- Да, Всемирное общество этноспорта помогает приезду интересующихся людей на подобные мероприятия. Традиционная культура имеет такое же широкое распространение и такие же паттерны, как глобальная культура. Соответственно, традиционные игры многих народов имеют схожие, буквально общие черты. Мы знаем, что люди занимают тем же в других странах, где также существуют процессы игрового наследия, и способствуем как платформа при ЮНЕСКО культурному обмену, обмену опытом. Чтобы люди могли приезжать (молодёжь, в первую очередь), смотреть, как организуется, и участвовать в играх. Знания не могут замыкаться в пределах одной страны, и если мы разрабатываем какую-то технологию, она становится открытой. Это не технологический секрет, а гуманитарная технология сохранения культурного наследия.

- То есть, занимаясь узким направлением, вы выходите на широкие международные просторы...

- Можно и так сказать. Несмотря на микроскопичность сегмента, в котором мы работаем, на мировой спортивной арене или в международном культурном процессе, он очень важен. Потому что именно в играх рождается ментальность, потому что правила, по которым мы живём, тождественны правилам игр, в которые мы играем.



Алексей Кыласов

- Как вы находите зарубежных энтузиастов или исследователей, сохраняющих традиционные игры в своих странах?

- Я как учёный занимаюсь 20 лет этим направлением, и за спиной, в общем и целом, почти 100 стран мира. Во-вторых, мы открытая общественная организация и стараемся взаимодействовать на широком глобальном уровне. Информация о нас есть, иногда люди сами на нас выходят, а где-то мы выходим на энтузиастов. Это двунаправленный процесс, не односторонний.

- То, чем вы занимаетесь, называется этнографией? Это изучение или нечто большее?

- Нечто большее. Это ведь одновременно и практика, потому что люди продолжают увлекаться этим. В какой-то момент общество немножко отбросило традиционные игры, посчитав их устаревшими. Но сегодня эти игры дают людям возможность «обнулиться». Употребляю это слово в его положительной коннотации, потому что есть и отрицательная. Знаете, на телефоне есть такая кнопка - «вернуться к заводским настройкам». Иногда люди хотят понять, почему они русские, башкиры или представители другого народа. Людям это важно в процессе самоидентификации, поиска идентичности в глобализирующемся мире, где растворяется буквально всё. При этом мы всё равно остаёмся носителями этничности, и у людей возникает вопрос, а что такое, допустим, быть русским? Есть окрошку и играть на балалайке? А может быть, что-то ещё? Играть в лапту, уметь встать в стенку в кулачном бою… Это вопросы общекультурного, общецивилизационного порядка, это явление набирает популярность во всём мире.

Как воскрешают игры

- В вашей научной практике бывало такое, когда игра ушла из бытования и память о ней стёрлась, но спустя века её удалось восстановить?

- Таких игр довольно много, и в некоторых случаях я сам участвовал в этой работе. Например, мы с историком Анатолием Тедорадзе, можно сказать, из небытия возрождали борьбу сургутских хантов нюл-тахли и сделали публикацию в научном журнале. Восстановили правила и облик по этнографическим записям, а также эмпирическим путём, сопоставлением и анализом. А когда мы это сделали, произошло чудесное открытие. Мы нашли запись кинохроники 1914 года, где каким-то чудом был изображён фрагмент этой борьбы. И у нас отпали все сомнения. Таких случаев довольно много. Мои коллеги восстанавливали игры с кеглями во Франции, в Египте я помогал восстановить борьбу, которую мы нашли на двух папирусах - стояла задача воспроизвести, что же представляла собой борьба в Древнем Египте во времена фараонов. Эта работа увенчалась успехом, поскольку есть общие подходы, позволяющие восстановить игру, обряд или обычай, как антропологи восстанавливают лицо по черепу.

- В традиционных играх разных стран существуют повторяющиеся мотивы - участники соревнуются в скорости бегом или верхом, единоборствуют, прыгают в высоту и длину и так далее. Какие самые необычные игры вам встречались?

- Таких вещей довольно мало, сразу сложно привести такие примеры. Довольно ярко воспринимаются русские стеночные бои, которые практически нигде больше не встречаются. Это уникальная особенность русских, и, конечно, мы должны ценить своё.



Стеношный бой, Масленица 2019 г., Малые Корелы. Фото: FrolovaAlex / wikipedia.org

Вспоминается также у хантов езда стоя на долблёной лодке, на которой и сидя тяжело удержаться. У меня ни разу не получилось - сидя ещё научился, а стоя нет. Нужно иметь какие-то особые маркеры этнодвигательности, которые позволят удержаться и плыть по волне, да ещё и быстро.



Югорские обласы. Фото: Газета "Наш район" / ВКонтакте

Интересная практика в Вануату, которая в наше время превратилось в известное развлечение - тарзанку. У них это обряд посвящения в мужчину, когда их привязывали лианой за щиколотки, и они должны были прыгнуть вниз, не побояться.

- Проходят ли где-то всемирные игры по этноспорту наподобие олимпийских?

- Фестивали и игры проходят, но это контркультурная практика, потому что этноспорт - это то, что живёт в культуре, живёт локально. А то, о чём вы говорите, убивает культурный облик. Игры существуют, укоренены в конкретном районе. Нельзя провести «Атмановские кулачки» за пределами села Атманов Угол, на них 20 тысяч человек собирается.

Люди едут посмотреть уникальные вещи. И представьте, что вы привезли «кулачки» в Париж. Зачем? Посмотреть шоу, аттракцион. В 1904 году такая практика была, называлась Антропологические дни. После этого Международный олимпийский комитет извинялся за них. Это очень вредная практика размывания, она разрушает образ, меняется этнодвигательность. Пусть все остаётся оригинальным, а все подобные попытки проводятся людьми, далёкими от понимания культурного разнообразия и принципов сохранения культуры.

Previous post Next post
Up