Александр Горский - он вдохнул новую жизнь в балеты Петипа

Aug 12, 2024 16:13





Александр Горский

В Бухаресте в эти дни при поддержке фонда «Русский мир» проходит культурно-просветительское мероприятие «Александр Горский. Связь времён». Русский балет по-прежнему объединяет всех поклонников настоящего искусства в разных странах, уверена организатор мероприятия Екатерина Панкова.

- С 12 по 24 августа в Бухаресте впервые проходит культурно-просветительское мероприятие, посвящённое выдающемуся русскому хореографу Александру Алексеевичу Горскому. Как возникла идея такого мероприятия?

- Я окончила Академию русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. И, конечно, знакома с именем Александра Горского. Когда я готовила доклад о его жизни и творчестве здесь, в Санкт-Петербурге, то поняла, что о нём не так много что известно. Конечно, для искусствоведов и балетоведов это величина. Мы все смотрим балеты с его редактурой: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Дон Кихот». На самом деле, это практически все известные нам балеты, потому что Горский переработал постановки Мариуса Петипа, вдохнул в них новую жизнь. Но как-то так получилось, что про наследие и имя Александра Горского очень мало говорят даже в балетном мире.

Читайте также: «Красный лебедь»: как советский хореограф создал национальный балет в Китае

- Да, Мариуса Петипа знают все, а вот о Горском вообще мало кто слышал…



- Причём и при жизни Александр Горский тоже был достаточно скромен, по воспоминаниям современников. Ему предлагал совместную работу Дягилев в «Русских сезонах». Но Горский по каким-то причинам отказался. Даже будучи директором в Большом театре, он больше хотел заниматься творчеством, а не административной работой.

Когда я искала о нём материалы, оказалось, что их почти нет. Во всём Санкт-Петербурге только в одной библиотеке в одном экземпляре есть последняя уникальная книга, выпущенная в 2018 году, где опубликованы его рукописи и материалы из архивов Бахрушинского музея и музея Большого театра в Москве. Александр Горский был очень разносторонний и творчески одарённый человек - прекрасно рисовал, увлекался фотографией. Кроме того, он известен своей уникальной записью балетов: эту систему придумал В. Степанов, а Горский после его внезапной кончины продолжил развивать и преподавать эту систему. Он мечтал, чтобы балеты записывались как партитура, и разрабатывал специальные символы для этого. Я буду говорить об этом в своей лекции в Бухаресте.

- Он рисовал таких условных графических человечков, изображая балетные позы?

- Не совсем так - у него были разные системы обозначений. Он расписывал композицию танца - вид сверху. А потом он всё перевёл в точки, разбил человеческую фигуру на точки по буквам.



Александр Горский. Схема точек: танцовщик. Фото предоставила Екатерина Панкова

По поводу новаторства Горского ещё можно упомянуть грим танцовщиц, он его унифицировал. До него каждая исполнительница могла краситься по своему усмотрению, а также танцовщицы сами выбирали себе украшения и часто танцевать выходили в своих собственных. Из-за этого было много казусов. Так, например, балерина второстепенной роли могла выйти в бриллиантах, а солистка выглядеть скромнее.

В общем, Александр Алексеевич стремился к реализму на сцене, даже в балетах фантастических. Его здесь можно сравнить со Станиславским, который тоже добивался правдивости жизни и переживаний от актёров.

Читайте также: Знай наших! Константин Станиславский - реформатор театра

- Можно сказать, что он вдохнул новую жизнь в балеты Петипа, которые к тому времени уже считались немного устаревшими? Например, Горский добавил элементы народного танца, чем очень оживил многие классические балеты…

- Да, именно так. До него кордебалет был очень статичен - они просто сидели на сцене, а не танцевали. До сих пор есть такие сцены, например, в «Дон Кихоте», когда солисты танцуют па-де-де, а кордебалет для обрамления сцены сидит или стоит. Но до Горского большинство сцен было именно такими. Также всё было очень симметрично: если мы танцуем вправо, то потом мы то же самое танцуем влево. А он сдвинул всё это композиционно: например, в «Спящей красавице» кордебалет идёт по диагонали. По тем временам это было что-то невероятное.



Схема балета «Спящая красавица». Фото предоставила Екатерина Панкова

К тому же в то время роль хореографа была очень мала: на первом месте были музыка, композитор, художник-оформитель. Конечно, Мариус Петипа сказал своё слово, став известным хореографом, а Горский ещё более развил значение этой фигуры, поставив хореографа в центр спектакля, сделав его главным.

Также Горский первым начал ставить бессюжетные балеты, задолго до Баланчина. Его «Этюды» 1908 г. выглядели бы актуально и свежо до сих пор.

- Его спектакли были невероятно успешны, то есть он смог привлечь новую публику в театры?

- Последний директор Императорских театров (с 1901) В. А. Теляковский писал: «Горский мог себя проявить только потому, что был из Петербурга переведён в Москву. <...> Поставлен был целый ряд больших и малых балетов, совсем новых и по сюжету и по музыке; появились также по-новому возобновленные старые, излюбленные публикой балеты. Каждый из них составлял в балетном мире событие и собирал значительно увеличившееся в Москве количество балетных любителей». В подтверждение своих слов Теляковский приводил цифры: в 1897 году средний сбор, по его сведениям, составлял 1062 руб. 49 коп. за спектакль, а в 1913-м - 3005 руб. 24 коп.

Конечно, Мариус Петипа ревновал Горского к успеху. Петипа в те годы был в столице - в Петербурге - и говорил, что Горский, конечно, его ученик, но он же не поставил ни одного своего балета.



Афиши спектакля «Танцевальное сновидение» в Лондоне. Фото предоставила Екатерина Панкова

Интересный факт: когда Горского пригласили ставить балет в Большом театре в Москве, он первый раз записал балет по своей системе, и у него в театре украли эту партитуру. Но он всё равно поставил балет по памяти, поскольку сам был хорошим танцовщиком. Вот такое боевое крещение у него было в Большом театре.

- После Октябрьской революции он не уехал, а остался работать. Но, к сожалению, прожил совсем недолго, скончавшись в 1924 году. Ему не давали работать или были другие сложности?

- Мне кажется, тут сыграл роль склад его характера - его не привлекала административная работа, он хотел больше заниматься творчеством. Например, Ваганова достаточно легко и успешно вписалась в новую среду - прекрасно себя чувствовала и успешно работала при советской власти.

«Мне хотелось бы работать в Большом театре, но только как художник, вне всяких административных работ, которые мешают выявлению, ни к чему не приводя. … Я хотел бы бороться только на сцене, а не в словесных спорах, диспутах, где, конечно, сильнее тот, кто говорит», - так писал в своих воспоминаниях сам Горский.

Но на самом деле Александр Алексеевич Горский даже за свои 53 года многое успел сделать и прожил, на мой взгляд, прекрасную насыщенную жизнь.

- Он сотрудничал с известными художниками - с Коровиным, который рисовал декорации для его постановок…

- Да, они вместе работали для большей части балетов. Александр Алексеевич тоже прекрасно рисовал. Разглядывая его эскизы и картины, я не всегда могла понять, где работы Коровина, а где Горского. Сохранилась небольшая часть его эскизы костюмов и декораций в музее в Москве.



Александр Горский, автопортрет (1910 - 1920 гг.). Фото предоставила Екатерина Панкова



А. Горский. Набросок головы ветра, 1910-1920 гг.

- Когда вы решили провести такое мероприятие в Бухаресте, вас поддержали местные власти и представители культурной общественности?

- Во-первых, хочу сказать большое спасибо нашему Министерству иностранных дел и посольству России в Бухаресте, потому что они очень поддержали нашу идею. И местное сообщество откликнулось. Когда мы сказали, что привезём наших педагогов и проведём мастер-классы и лекции по истории балета, для них это было очень ценно. Там никому не нужно объяснять, что такое русский балет, тем более что с Румынией существовали культурные обмены в сфере балета до 2022 года. И вообще страны Восточной Европы нам во многом близки, и в балетном искусстве также, потому что они там занимаются по системе Вагановой. У французов своя школа балета, у англичан - своя, а восточные европейцы продолжают традиции русского балета и очень ценят нашу школу.

Читайте также: Восхождение русского балета

- Вести мастер-классы будут преподаватели Академии Вагановой?

- Да, из Академии Вагановой и из Академии Эйфмана. Вообще, преподавать метод Вагановой может только человек, окончивший Академию русского балета в Санкт-Петербурге с дипломом педагога. За этим очень строго следят, чтобы кто попало не мог использовать в своей практике словосочетание «метод Вагановой».

У нас будут два педагога по системе Вагановой - Андрей Иванов и Нина Иванович. Они оба бывшие солисты Мариинского театра и состоялись как артисты. А потом оба отучились в Академии на педагогов и имеют большой педагогический стаж. Кстати, Нина Иванович родилась в Румынии и хорошо там всех знает. Это тоже помогло нам организовать наше мероприятие в Бухаресте.

И ещё один наш педагог - Константин Кейхель, он работает как хореограф и как педагог со своей авторской системой преподавания. Он тоже окончил Академию русского балета и много преподавал для детей. Его специализация - современный танец, то, что мы называем неоклассикой. Время и мир не стоят на месте. Сегодня другие требования к танцовщикам, и мы привыкли к другой эстетике балета. Балерины прошлого века выглядят по-другому: когда-то высокий рост был неприемлем для балерины, сегодня это, скорее, плюс.

Читайте также: Анна Павлова: душа русского балета



А. Горский. Балетная партитура

- Много желающих записались на мастер-классы?

- Да, запись уже полная. У нас, скорее, ограничения по залу - сколько человек там может поместиться на занятиях. При этом у нас есть отбор - мы же не всех детей берём, а с определённым уровнем подготовки. А потом состоится заключительный гала-концерт участников мастер-классов. Это важно, потому что дисциплинирует по-другому заниматься на мастер-классах. И это красивый финал, который покажет результат обучения.

- В других странах планируете проводить подобные мероприятия?

- Мне бы, конечно, хотелось, потому что свою миссию я вижу именно в продвижении русского искусства за рубежом. В нашем мероприятии будут также участвовать и представители Ирана - для многих будет удивлением узнать, что в Исламской республике есть Академия балета. Я знакома заочно с директором Академии балета в Тегеране, она также приедет на наше мероприятие в Бухарест. Кстати, директор училась в Московской государственной академии хореографии. Иранцы были очень благодарны за это приглашение, поскольку их не приглашают на международные мероприятия в сфере балета. Так что мы установим контакты, и, возможно, получится договориться о совместных культурных проектах.

И вообще, на мой взгляд, пришло время создать в России международную альтернативу мировым балетным конкурсам. Например, всемирно известный американский конкурс балета делают два русских артиста - муж с женой, которые в своё время уехали в Штаты. Нам тоже нужно нечто подобное. Во время саммита Россия - Африка в Санкт-Петербурге я курировала культурные мероприятия и искала участников из африканских стран. Выяснилось, что в ЮАР есть школы русского балета, которые готовы участвовать в наших мероприятиях. И сейчас даже есть идея провести балетный конкурс в Центральной Африке. Так что наш всемирный бренд русского балета может действительно объединить и привлечь многие страны, которые сегодня не вовлечены в сферу мирового балетного искусства.

Читайте также: «Бог танца» - Махмуд Эсамбаев

Previous post Next post
Up