Татьяна Лиознова. Фото Игоря Гневяшева / Фото Дня.ру
20 июля 2024 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой. За свою долгую творческую жизнь она сняла совсем немного фильмов, но каких! «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» стали не просто хитами, но культовыми фильмами своего времени, которые ничуть не устарели и не потеряли своего обаяния и сегодня.
«Пускай она идёт туда, куда она хочет»
Режиссёр кино - это всё же больше мужская профессия, чем-то сродни генеральской: и там, и там один человек должен уметь приказывать, заставить подчиниться своей воле достаточно большую массу людей. Может, поэтому женщин в этой профессии немного - плата за успех здесь очень высока. К Лиозновой грандиозный успех в профессии приходил трижды. Она - одна из немногих советских женщин-режиссёров, чьи фильмы стали классикой и золотым фондом истории кино. Но и заплатить ей за это пришлось серьёзную цену.
Татьяна Михайловна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве. Её отец записался добровольцем на фронт сразу же, как началась Великая Отечественная война. Хотя мог бы этого не делать - он воевал ещё на фронтах Первой мировой войны и после ранения плохо слышал. Таня даже не успела с ним проститься: летом 1941-го она работала в пионерском лагере, и отец ушёл на фронт, не дождавшись её возвращения. А в декабре 1941-го он погиб. Как и три брата её матери. «Всех мужчин в семье поубивали, остались одни бабы…», - говорила она в интервью.
Но перед уходом отца на фронт мама Татьяны спросила его, как ей поступить с дочерью, которая хочет выбрать несерьёзную профессию актрисы. «Конечно, лучше быть хорошим врачом, чем плохой артисткой. Но пускай она идёт туда, куда она хочет», - ответил отец. К тому времени Таня была уже «больна» кино: по её словам, всё происходящее на экране она принимала за правду, плакала и переживала за героев как за реальных людей. И даже сама начала писать рассказы и сценарии, играла в школьном театре. Так что, вернувшись с мамой из эвакуации, она пошла сразу во ВГИК - на режиссёрский факультет.
С родителями. Фото: Фото Дня.ру
Конечно, это была дерзость вчерашней школьницы, не имеющей никакого жизненного опыта. Неудивительно, что её выгнали с первого курса, который был испытательным. И тогда Татьяна впервые проявила свой характер, который потом её коллеги назовут «железным». Она написала рассказ и поставила спектакль вместе с ещё тремя отчисленными студентами. И показала этот спектакль режиссёру Сергею Герасимову - руководителю курса. Ему спектакль понравился, и он восстановил отчисленных участников. Вскоре Лиознова станет любимой ученицей Герасимова, а он для неё останется на всю жизнь главным Учителем режиссёрского мастерства (именно так - с большой буквы она будет называть его в своих интервью).
После окончания ВГИКа Татьяну распределили на киностудию имени М. Горького, но почти сразу оттуда уволили из-за компании по борьбе с «безродными космополитами» - Лиознова была из еврейской семьи. Тогда она вместе с матерью несколько лет занималась кройкой и шитьём одежды на заказ. В 1953 году её восстановили на киностудии. Она работала ассистентом у Герасимова, вторым режиссёром на съёмках фильма Станислава Ростоцкого «Земля и люди».
Свой первый фильм Лиознова сняла в 1958 году. Он назывался «Память сердца» и рассказывал о реальном случае с английским военным лётчиком, сбитым немцами над оккупированной территорией Советского Союза. Выжить раненому лётчику и уйти к партизанам помогает русская учительница Екатерина Ивановна вместе с одним из школьников.
В 1963 году вышел её второй фильм «Им покоряется небо», посвящённый военным лётчикам-испытателям. Он получил первую премию на международном фестивале фильмов на авиационную тематику во Франции.
Доронина довела до сердечного приступа
А в 1967 году выходит фильм «Три тополя на Плющихе», сразу определивший место режиссёра Лиозновой среди мэтров советского кино. Вообще-то рассказ, по которому снят фильм, назывался «Три тополя на Шаболовке». Но Шаболовка в то время была уже известна как район Москвы, где расположена телестудия. И чтобы избежать ненужных ассоциаций, Лиознова меняет название на Плющиху. К тому же, согласимся, в этом коротком названии Плющиха звучит гораздо лучше - мягче, музыкальнее. А у Татьяны Лиозновой с детства был абсолютный слух. Она даже признавалась, что поводом к фильму стала поразившая её песня «Нежность» в исполнении Майи Кристалинской. Она думала всё время об этой песне, искала сюжет, который мог бы выразить то, о чём там поётся. И актрису на главную роль она подбирала так, чтобы та смогла спеть «Нежность», что называется, сердцем. Впрочем, у Лиозновой был запасной вариант - Нонна Мордюкова, которая уже исполняла эту песню. Но актриса Татьяна Доронина с первого раза спела именно так, как нужно было режиссёру, - с той самой почти детской чистотой, наивностью и верой в чувство простой молодой женщины.
Click to view
Конечно, пригласить на роль деревенской Нюры тогдашнюю звезду, практически советскую «Мэрилин Монро», Татьяну Доронину было для Лиозновой непростым шагом. Она сама обладала твёрдым характером, привыкла руководить мужчинами, которые в большинстве своём беспрекословно её слушались. А тут - роскошная Доронина, прекрасно осознававшая силу своего актёрского дарования. Рассказывают, что однажды актриса, также отличавшаяся непростым характером, довела режиссёра буквально до сердечного приступа своим упрямством.
На съёмках к/ф «Три тополя на Плющихе». Фото: Кинориум
А вот с Олегом Ефремовым отношения складывались прекрасно - он был любимым актёром Лиозновой. Конечно, пара Доронина - Ефремов стала одной из ярчайших в советском драматическом кино. Его ожидание - придёт или не придёт, её метания за закрытой дверью - уступить московскому соблазну или проявить стойкость - всё это было так тонко и пронзительно сыграно, что моментально сделало фильм всенародно любимым. В год выхода его посмотрели 26 миллионов человек. Сама Лиознова говорила, что этот фильм - в первую очередь о верности, верности жены своему мужу, несмотря на соблазн возможного счастья. Кстати, на фестивале в Аргентине фильм наградили именно с такой формулировкой: «за тему супружеской верности».
«Меня интересуют понятия “долг” и “совесть”», - говорила Лиознова, подчёркивая, что все её герои делают своё дело «совестливо и честно».
Выбор между профессией и личным счастьем
А в 1973 году на телеэкран выходит первый советский сериал «Семнадцать мгновений весны». Для его съёмок режиссёр пересмотрела десятки километров(!) документальной военной хроники. Периодически ей становилось плохо во время просмотра, она выбегала на свежий воздух, но потом вновь возвращалась. Буквально весь Советский Союз, включая лично генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева (о чём Лиозновой рассказывали люди из его близкого окружения), каждый вечер замирали перед экранами телевизоров, следя за приключениями Штирлица. А Брежнев даже смотрел кино с сердечными каплями - так переживал за главных героев.
Click to view
Сама режиссёр признавалась, что не ожидала такого успеха - он действительно был ошеломляющим. Эффект документального кино позволял зрителям как будто бы в реальности видеть работу нашего разведчика. В фильме идеально совпало всё, и в первую очередь архетип идеального советского героя - военного, с благородной внешностью, глубоко преданного своей стране, умнейшего профессионала. Важно, что его противники - немецкие офицеры - также были ему под стать. Лиознова впервые показала врагов, фашистов, как весьма умных, хитрых и очень опасных персонажей. Обыграть таких было весьма непросто, но тем дороже это ценилось.
По словам режиссёра, атмосфера во время съёмок царила просто идеальная - все работали как будто в едином порыве. Даже брака, характерного для киношного процесса, практически не было. За каждой производственной деталью режиссёр наблюдала лично, для неё не было мелочей. Например, военные мундиры для эсэсовцев шили в генеральском ателье, а консультантом выступал также наш бывший разведчик в Третьем рейхе.
Татьяна Лиознова на съёмках «Семнадцати мгновений весны». Фото: Кинориум
Ну а роль Штирлица сыграла роковую роль в личной жизни Татьяны Лиозновой. В то время за ней весьма активно и красиво ухаживал грузинский актёр Арчил Гомиашвили. Казалось, их связывают действительно близкие отношения. Но когда автор сценария писатель Юлиан Семёнов сказал, что Арчил хочет сняться в роли Штирлица, Татьяна откровенно рассмеялась в ответ. Гомиашвили, который при этом присутствовал, обидного смеха не простил. С тех пор они не общались.
И ещё раз в её жизни будет ситуация, когда любимый мужчина встанет между ней и профессией. Случится это накануне съёмок фильма на производственную тему «Мы, нижеподписавшиеся…». Тогдашний спутник Лиозновой работал заместителем председателя правительства и был резко против того, чтобы она снимала фильм с критикой отношений на советском производстве. Ей опять пришлось делать сложный выбор. Но для неё, которая семь лет после «Семнадцати мгновений …» ничего не снимала, выбор был очевиден: «Всю жизнь моим главным желанием было найти свой сценарий! Такой сценарий, за который и умереть могу. Я по 2 - 3 года искала ту историю, которую бы прочла и у меня заколотилось сердце. Только из-за этого сняла так мало картин. Я годами сидела без зарплаты, ходила в одной юбке и продолжала искать свой материал. И вообще, наверное, преодоление - это моё жизненное кредо».
Click to view
В пьесе Александра Гельмана её вновь привлёк образ главного героя - наивного, чистого, искреннего, чем-то похожего на Нюру из «Трёх тополей…». Ей как режиссёру были интересны герои, которые внезапно оказывались в непривычных и сложных для себя обстоятельствах, становились своего рода «белыми воронами», как герой Леонида Куравлёва в «Мы, нижеподписавшихся…», с донкихотским упорством ведущий борьбу с круговой порукой и несправедливость.
«Её фильмы чистосердечны, правда души в них превосходит правду фактов»
А в 1981 году выходит картина совершенно в другом жанре - первый советский мюзикл «Карнавал». «Это моя жизнь, этот сценарий я написала про себя. Даже колонка, из которой героиня пьёт воду, реально существовала. А самой большой отвагой в моём детстве было зимой, на глазах у местной шпаны выпить воды из колодца», - так описывала этот фильм Татьяна Лиознова.
Click to view
И опять выстрел в десятку с главной героиней - Ириной Муравьёвой, которую Лиознова очень любила и называла «синтетической актрисой, единственной в своём роде». И действительно, Муравьёва в фильме не только сама прекрасно поёт, но и великолепно танцует, чему научилась очень быстро, буквально на съёмках. Главная героиня Нина - очередная версия столь любимого Лиозновой образа «белой вороны» - обычная девочка из провинциального городка, которая идёт к своей мечте, пробивая стены лбом. «Я знаю, что это такое», - говорила Лиознова.
Фото: Фото дня.ру
А вот последний её фильм «Конец света с последующим симпозиумом», вышедший в 1986 году, оказался неудачным. «Я поняла, что мои новые герои никому не нужны», - такое горькое признание сделает она в конце жизни.
Больше фильмов Татьяна Лиознова не снимала. Но её творческое наследие и сегодня радует и волнует зрителей.
Драматург Александр Гельман так объяснил непреходящую популярность фильмов Татьяны Лиозновой: «Её фильмы чистосердечны, правда души в них превосходит правду фактов, как это и бывает в жизни с настоящими людьми».