Почти четверть века назад Ассоциация книгоиздателей России АСКИ начала проводить конкурс «Лучшие книги года». Участие в нём принимает множество организаций, включая издательства, научные и учебные заведения, библиотеки, творческие и общественные союзы из всех регионов России, а также русскоязычные издательства из зарубежья. Недавно были объявлены промежуточные итоги конкурса. Прокомментировать «Русскому миру» крупнейшее событие из жизни современной книжной индустрии согласился вице-президент Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ), ответственный секретарь Консультативного Совета издателей СНГ Олег Филимонов.
- АCКИ на сегодняшний день является самой крупной ассоциацией российских книгоиздателей. Даёт ли это возможность реально влиять на книжный рынок?
- АСКИ действительно является наиболее массовой общественной организацией издателей. Она возникла в 1990 году, и в ней состоит более 230 издательств, более половины из которых - региональные.
Однако влияние АСКИ на книжный рынок может быть только опосредованным.
Сегодня лишь малый процент издательств является государственным (ведущие республиканские издательства) или ведомственным (издательства университетов).
В основной массе частные издательства руководствуются экономическими выгодами и соображениями. Для влияния на рынок нужны серьёзные идеологические, административные или финансовые рычаги - речь идёт преимущественно о государственной политике, заказе.
АСКИ может влиять на рынок только через организацию своих членов-издательств или групп издательств для участия в совместных программах или инициативах. Например, организацией с помощью местных властей межрегиональных структур книжной торговли. Или пропагандой чтения, которая может повлиять на расширение книжных интересов молодого поколения, расширение спроса. Или формированием системы книжных праздников, фестивалей, побуждением издательского и книгораспространительского предпринимательства. Иными словами, наши действия - внеэкономические, пропагандистские, идейные и организационные.
Сегодня наша основная задача - создание такой среды для издателя, которая давала бы информационное, организационное, юридическое, методическое подспорье для развития издательской культуры. А также создание возможностей координации действий наиболее активных издателей в разных сферах в организации региональных и зарубежных выставок, формировании делегаций, коллективных стендов, мер повышения квалификации, организации партнёрских связей, в том числе и с зарубежными коллегами, и, конечно, лоббистская работа с властными структурами.
- Конкурс проходит уже в двадцать четвёртый раз. Чем он характерен в этом году, чем отличается от остальных?
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ