Тема «Русский язык за рубежом: семья, школа, общество» собрала в конце ноября в посольстве РФ в Берне около шестидесяти преподавателей русского языка со всей Швейцарии. На ежегодную педагогическую конференцию прибыли также специалисты ведущих российских вузов, издатели и авторы методик из России.
Форум, который организовала Швейцарская ассоциация русских школ (ШАРШ), проводился уже в девятый раз. Гостей приветствовали президент ШАРШ и ассоциации «Русский дом» Вероника Мендиола, представитель Россотрудничества Александр Бердин, российский издатель Екатерина Каширская, писатель и учитель русского языка из Австралии Марианна Богатырь, автор новейших обучающих методик, редактор учебников, словарей и пособий Ольга Соболева из России.
Как помочь русской школе за рубежом достичь наилучших результатов?
«“Пешком в историю” - это увлекательные книги и игры, написанные о детях и для детей», - рассказала Екатерина Каширская. В каждой серии представлена историческая эпоха - от каменного века до космического. Занимательные подробности и красивые картинки помогают увидеть, как жили-были люди в разные времена. Дружный коллектив историков, психологов, писателей и художников создаёт нескучные учебники с любовью.
Руководитель объединения русскоязычных педагогов Нидерландов и директор русской школы из Роттердама Алевтина Захарова подчеркнула, что поток русскоговорящих эмигрантов постоянно растёт. Всё больше и русских школ за границей - уже более пятнадцати тысяч. Многие из них работают по собственным программам и даже пишут учебники. Выучить русский на «хорошо» и «отлично» помогает в том числе и дружба с Россией.
По мнению докладчика, российскому государству есть у кого перенять опыт: программы популяризации языка институтов Гёте, Сервантеса, Конфуция давно и успешно действуют по всему миру. Также и российской зарубежной школе, убеждена Захарова, нужен чёткий ориентир. Россия уже идёт по этому пути, в частности, пишутся методики, за рубежом открываются центры тестирования по русскому языку.
Встречные шаги ожидаются и от диаспоры. Со ссылкой на Европейский русский альянс участникам конференции было предложено «ходатайствовать перед Россотрудничеством, Министерством образования и законодательными органами РФ о том, чтобы дети соотечественников за рубежом имели возможность получать сертификаты государственного образца РФ, свидетельствующие об уровне владения русским языком».
Доклад руководителя лаборатории мониторинга и анализа изучения русского языка за рубежом (Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина) Ольги Каленковой развил концепцию. Она разъяснила, как российские филологи создают обучающие методики для детей соотечественников. Чтобы зарубежная школа не подстраивалась под то, что есть, а могла выбрать лучшее. Предложение выполнить задания вызвало оживление.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ