8 декабря актриса Алиса Фрейндлих отмечает юбилей. Ей восемьдесят, и она этого не скрывает, излишней шумихи не устраивает, но и не сбегает в неизвестность, как это делают некоторые её коллеги. Миллионы наших соотечественников полюбили её, прежде всего, за роли в кино. Наверное, нет ни одного человека, кто хоть раз бы не посмотрел «Служебный роман» Эльдара Рязанова, где она совершает грандиозное перевоплощение из мымры в цветущую, счастливую женщину.
Фрейндлих говорила когда-то, что любит кино, а вот оно её нет. Свою первую кинороль она сыграла в 1955 году в «Неоконченной повести» Фридриха Эрмлера, где её имени в титрах даже не указали. И даже в третьей по счёту картине «Бессмертная песня» Матвея Володарского, снятой в 1957-м, где она сыграла эпизод, в титрах её нет.
Между тем у Фрейндлих там пусть небольшая, но роль, и даже пара практически крупных планов. Она сыграла гимназистку с косой, которая приходит на открытие в станице музыкальной школы. Героиня Фрейндлих натужно хихикает и даже произносит фразу: «Фи! Вы всегда такое скажете!» - это одному из несознательных элементов, который, как и она, покинет музыкальную школу и не станет петь «Интернационал».
Фрейндлих снималась у Элема Климова в «Похождениях зубного врача» ещё в 1965-м, но фильм надолго задвинули на полку. Главную роль в нём играл Андрей Мягков, с которым у неё будет один из лучших дуэтов в «Служебном романе». Работала в дипломной картине начинающего Сергея Соловьёва - в новелле «От нечего делать» по Чехову.
По-настоящему кино обратило на Алису Фрейндлих внимание в семидесятые. Эльдар Рязанов пробовал её на роль Нади Шевелёвой в «Иронии судьбы», но в итоге сыграла там Барбара Брыльска. Зато потом сделал царский подарок, утвердив в «Служебном романе» на роль Людмилы Прокофьевны. Позднее Фрейндлих снялась у Рязанова в «Жестоком романсе» по «Бесприданнице» Островского, сыграв Хариту Игнатьевну Огудалову. Тут уж Рязанову пришлось повоевать с худсоветом, который ни в какую не соглашался утвердить актрису на эту роль. Слишком нестандартной и многосложной показалась трактовка хрестоматийной героини.
Андрей Тарковский тоже не сразу обратил на неё внимание и не сразу выбрал. Роль подруги матери в «Зеркале» сыграла Алла Демидова, не Фрейндлих, которая дальше проб не пошла. А годы спустя она сыграла жену Сталкера, которой отведена важная миссия - прочесть строки из Евангелия. Оказалась Фрейндлих на площадке, скорее всего, благодаря Анатолию Солоницыну, с которым сыграла «Варшавскую мелодию».
Но действительно своего режиссёра она нашла в лице Константина Худякова, сыграв у него в фильме «Успех» - практически современную Аркадину из чеховской «Чайки». Её провинциальная прима Арсеньева вступает в противоборство со столичным режиссёром в исполнении Леонида Филатова, но как истинная артистка победит себя и сыграет в его спектакле по-настоящему. А потом Худяков дал Фрейндлих роль 87-летней старухи-скульптора, прибавив актрисе лишних двадцать лет, в своей картине «На Верхней Масловке».
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ