Новый Моцарт в «Новой опере»

Oct 15, 2014 14:08


Премьера оперы «Свадьба Фигаро» оставляет двойственное впечатление.

Есть в Москве намоленные для любителей музыки места. Одно из них - Московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова, что в саду «Эрмитаж». Со времён основания театра, когда звучит название «Новая опера», ожидается что-то необыкновенное, неожиданное, впечатляющее. В многоголосой московской театральной жизни этот театр, несмотря на все перипетии, удерживает лидирующие позиции и высокую марку. Театр обладает первоклассными солистами, прекрасным хором, великолепным оркестром во главе с музыкальным руководителем и главным дирижёром Яном Латам-Кёнигом. Вот и теперь начались премьерные показы новой в репертуаре театра оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро».

Для осуществления этого замысла собралась представительная европейская, в основном немецкая, постановочная команда. «Свадьба Фигаро» - интернациональный продукт. Судите сами: московский режиссёр Алексей Вэйро трудился с немецкими коллегами - сценографом Ульрике Йохум, художником по костюмам Яном Майером, художниками по свету Ханнесом Зеземанном и Хансом Фрюндтом. Драматургическую часть постановки консультировал заслуженный деятель искусств России профессор Михаил Мугинштейн. Музыкальным руководителем постановки выступил главный дирижёр театра «Новая опера» Ян Латам-Кёниг. Был и продюсер проекта - Петер Шварц. Получилась российско-немецкая постановка, осуществлённая в сотрудничестве с немецким объединением «ВладОпера» при содействии Института имени Гёте в Москве.

Связь людей через любовь

Режиссёр-постановщик Алексей Вэйро озвучил основную идею новой постановки как «я и другой», как связь людей через любовь. Жанр определён как трагикомедия. В спектакле смех, по словам режиссёра, это смех над бездной, смех от ощущения трагичности, конечности жизни. Решению поставленной задачи призвано служить визуальное её воплощение, которое передаёт идею превращения чистой, белой, идеальной поверхности в реальность с конкретными очертаниями.

Ян Латам-Кёниг, музыкальный руководитель постановки, говорит, что для него важна суть оперы, которую следует донести до зрителя, а это задача дирижёра, певцов, оркестра. Тогда отступают на второй план споры сторонников и противников аутентичного исполнительства. Бывают классические оркестры, великолепно исполняющие Моцарта, а бывают аутентичные, которые играют его музыку плохо. С этим мнением известного дирижёра трудно не согласиться.

Говоря о собственной музыкальной интерпретации, Ян Латам-Кёниг утверждает, что пытается как можно ближе подойти к тому, что хотел выразить сам композитор.

По свидетельству современников Моцарта, композитор превратил в подлинные страсти те лёгкие увлечения, которые составляют предмет забав в комедии Бомарше. Язык музыки Моцарта расширил и углубил спектр передаваемых чувств и переживаний героев оперы, достигнув тех высот, которые были неподвластны словам. И как тут не вспомнить высказывание Пушкина о том, что из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Моцарт, музыка, культура, Новая опера, Россия

Previous post Next post
Up