Какие проблемы возникают на пути вхождения Армении в единое образовательное пространство?
На прошлой неделе вступление Армении в Евразийский экономический союз совпало с подготовкой республики к участию в многоступенчатой образовательной программе - Евразийском образовательном проекте. О том, зачем он нужен, почему армянская молодёжь заинтересована в получении высшего образования за рубежом, и о том, какие у Еревана есть условия к новым программам, в интервью «Русскому миру» рассказывает министр образования и науки РА Армен Ашотян.
- Зачем Армении Евразийский образовательный проект?
- Затем же, зачем России или любой из стран-участниц. Он рассчитан на создание общего рынка труда на основе единых образовательных стандартов, подобных Болонскому процессу в Евросоюзе. Ведь все понимают, что общая экономика ЕАЭС невозможна без совместной подготовки трудовых ресурсов и их распределения. Новая высокотехнологичная экономика без квалификации специалистов и новых рабочих - «синих воротничков», а также взаимного признания дипломов невозможна.
- Насколько наши страны близки к общему рынку труда?
- Потенциал роста в гуманитарной сфере есть, и он реализуется, но не максимально. У нас есть хороший опыт - контакты между министерствами науки и образования между разными странами тесные. Есть и минусы - контакты эти нерегулярные. Не выстроена система. Вот и нет дисциплинирующей регулярности.
- Республика Армения заинтересована в том, чтобы её молодёжь училась в российских вузах?
- Да, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы армянская молодёжь получала образование за рубежом, в том числе в России. Однако у нас тут две проблемы или два ограничения. Проблема номер один - вопрос отсрочки от армии. У нас с этим делом очень строго, я бы сказал - бескомпромиссно. В последние четыре года в вузах страны места с отсрочкой от армии сократились в пять раз. Что, я полагаю, не предел. Мы ради роста престижа службы в армии поменяли закон и будем строго регулировать отсрочку от армии для студентов. Речь идёт и о тех студентах, которые обучаются по межправительственным и межгосударственным программам за границей. То есть я хочу сказать, что они будут обязаны прервать учёбу ради прохождения армейской службы, что не всегда устраивает приглашающую сторону. Например, этот фактор ограничивает российско-армянское или германо-армянское сотрудничество в образовательной сфере. И по мотивации, по простому количеству студентов.
- А проблема номер два?
- Второй фактор, который нас давно мучит, - невозвращенцы. Мы не против того, чтобы выпускник стажировался в той же России, но не оставался там. Учитывая непростую демографическую ситуацию в стране, для нас отток молодых людей детородного возраста - это значительно больше и опаснее, чем когда на выходе мы получаем продолжение пресловутой утечки мозгов.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ