Зачем музеи внедряются в виртуальное пространство?
Ответ на этот и иные высокотехнологичные вопросы искал
Историко-культурный форум Русского мира в Великом Новгороде. Он замахнулся ни много ни мало на создание нового информационного и виртуального пространства в системе музеев и реставрационных центров. Суть провозглашённых перемен - сделать российские музеи увлекательными системами-панорамами.
Началась встреча учёных из двенадцати стран и 140 научных, музейных и реставрационных организаций с неожиданного признания.
- Перед вами стоит управленец, родной музей которого насчитывает 152 виртуальных филиала в России и в мире, - говорит Владимир Гусев, директор прославленного на весь мир Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), - в Лондоне, Салониках, Харькове… А ещё вчера я радовался, когда ко мне приходили хранительницы музея и строго заявляли: «Не дай бог если ко мне в фонды поставят компьютер». Не скрою, я в душе радовался этим ультиматумам. Я, как и все, боялся, что компьютерные сети украдут у нас и посетителей, а запасники выставят на всеобщее обозрение. Сегодня эти же хранительницы, представительницы совсем старшего поколения, приходят и требуют: «Сколько можно? Когда установите новую компьютерную программу?»
Гусев признаётся, что рад стремительности перемен, но полагает, что будущее всё же за балансом и даже - в сужении поля для высоких технологий.
- Живая речь, с запинками и даже ошибками тоже нужна, - убеждён Гусев. - Понятно, что культура никогда не поместится в размер гаджета. Но надо давать людям возможность выбора. Через гаджет пусть не у всех, но у кого-то появится желание расширить своё представление о культурных ценностях.
А вы что ищете в Кунсткамере?
Ещё совсем недавно научные сотрудники Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, больше известного как Кунсткамера, она же самый первый в России музей, страдали от двух вопросов:
- Где уроды?
И:
- Где выход?
Юлия Купина, заместитель директора Кунсткамеры, о недавних временах вспоминает с лёгкой иронией. «Мы-то не просто академический центр, мы фундаментально занимаемся культурой человечества, - говорит Купина, - а его отдельные представители после двух обязательных вопросов могут задать самый вечный - третий: “Где туалет?” Так мы поняли, что наши репутационные и научные задачи надо решать через вечные вопросы, а не уходить от них».
С туалетами в Кунсткамере всё как надо - четырёхзвёздочный отель позавидует. И с посетителями теперь - тоже. Если с 1993 по 1997 год наблюдался их отток, то примерно с 1998 года, когда музей вышел в Сеть, их число постоянно растёт. Что показательно: в последние годы, примерно с 2003 года, рост числа ходоков происходит за счёт виртуальных посетителей, которые после просмотра сайта музея, его сенсорных киосков и видеороликов как с хитовыми, так и с малоизвестными экспонатами приходят сюда своими ногами. В год Кунсткамеру посещают до 500 тысяч человек. Что показательно: в 2013 году в музее были 514 тысяч человек - реальных и 485 тысяч человек - виртуальных. По прогнозу уже в 2015 году число виртуальных посетителей Кунсткамеры превзойдёт число реальных. Чем музей гордится: в разные годы от трети и почти до половины «виртуалов» обретают статус «реалов». Имеется чёткая тенденция роста «реалов» - как раз за счёт тех, кого раньше музей как академическая среда отторгал: детских садов, начальной школы, посетителей социальных сетей и чатов.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ